Никогда не говори «никогда» / Never Say Never Again / Sag niemals nie (1983)
Другие названия: «Никогда не говори никогда» / «Никогда больше не говори «никогда» / «Никогда не зарекайся» / «Никогда больше не говори «никогда больше» (варианты перевода названия), «Джеймс Бонд 007 – никогда не говори «никогда» / «James Bond 007 – Sag niemals nie» (ФРГ), «Боеголовка» / «Warhead» (США: рабочее название).
Великобритания, США, ФРГ.
Продолжительность 134 минуты.
Режиссёр Ирвин Кершнер.
Автор сценария Лоренцо Семпл-мл. по сюжету Кевина МакКлори, Джека Уиттингэма, Яна Флеминга, при участии Дика Клемента и Яна Ла Френе (оба без указания в титрах).
Композитор Мишель Легран.
Оператор Дуглас Слокомб.
Жанр: фильм действия, приключенческий фильм, триллер
Краткое содержание
Фатима Блаш (Барбара Каррера, номинация на «Золотой глобус»), Номер 12 в иерархии СПЕКТРа, руководимого властным Эрнстом Ставро Блофелдом (Макс фон Сюдов), подчиняет волю Джека Петачи (Гэвэн О’Херлихи) — пилота американских ВВС. С его помощью удаётся похитить две ракеты с ядерными боеголовками. Джеймсу Бонду (Шон Коннери) предстоит очередное опасное задание. Для начала доблестный шпион с правом на убийство должен войти в доверие к магнату и меценату Максимилиану Ларго (Клаус Мария Брандауэр), связанному с упомянутой террористической организацией, любовницей которого является Домино (Ким Бейсингер) — сестра морально нестойкого лётчика.
Также в ролях: Берни Кейси (Лайтер), Алек МакКоуэн («Кью»), Эдвард Фокс («М»), Памела Салем (мисс Манипенни), Роуэн Аткинсон (Смолл-Фосетт), Валери Леон (дама на Багамах), Милош Кирек (Ковач), Пэт Роач (Липпе), Энтони Шарп (лорд Эмброуз), Прунелла Джи (Патриция), Рональд Пикап (Эллиотт), Роберт Рьетти (итальянский министр), в эпизоде Эми Ирвинг (озв. компьютер, сканирующий сетчатку глаза, без указания в титрах).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 10.08.2015
Авторская оценка 6/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Фильм мог бы получить и название «СПЕКТР наносит ответный удар», подчеркивающее, за какие кинематографические заслуги именно Ирвину Кершнеру (правда, ранее сотрудничавшему с Шоном Коннери на романтической комедии «Прекрасное безумие» /1966/) была доверена постановка. И без того сенсационное (во всяком случае – для поклонников «бондианы») возвращение легендарного артиста, первого и, безусловно, лучшего агента 0071, дополнительно подогревалось скандалами вокруг судебных процессов на предмет правомочности повторной экранизации романа «Шаровая молния» /1961/ Яна Флеминга. Мало того, продюсеры намеренно пошли на обострение ситуации, не став дожидаться двадцатилетнего юбилея первой киноверсии упомянутого литературного произведения – и устроив премьеру в октябре 1983-го, спустя всего четыре месяца после выхода на экраны «Осьминожки» /1983/. Формально – в коммерческом отношении2 – победа осталась за Роджером Муром, однако лично я не стал бы утверждать, что затея оказалась напрасной.
Чтобы зрители не почувствовали себя на сеансе глупо, наблюдая, как популярный актёр, пусть и ставший старше, откровенно повторяется, авторы оставили в неприкосновенности лишь исходную фабульную конструкцию. Во избежание ненужных ассоциаций режиссёр даже не рискнул повторить подводную баталию, поразившую у Теренса Янга поистине эпическим размахом! Но именно такой, творческий повтор дал неплохие результаты. Говорят, в заслугу Коннери следует поставить сильный исполнительский состав – и если, скажем, Максу фон Сюдову не слишком повезло (большинство сцен с его участием остались на полу монтажной), то Клаусу Марии Брандауэру удалось воплотить глубокий, неоднозначный образ. Излюбленная привычка Максимилиана наблюдать за грациозной Домино (Ким Бейсингер оказалась, пожалуй, самой удачливой из девушек Бонда), занимающейся в увешанном большими зеркалами – точнее, односторонними зеркальными стёклами – танцзале, разумеется, заставляет вспомнить «мефистофельские» терзания Хендрика Хёфгена. Эпизод же видеоигры Ларго с незваным гостем Джеймсом за контроль над миром, в которой победителю достаётся внушительная денежная сумма, а проигравшего – бьёт током, не только получился одним из наиболее напряжённых в фильме, но и сделал кумира ближе подрастающему поколению, в котором начало резко расти количество т.н. геймеров. Да и в целом кинодраматург Лоренцо Семпл-мл., причастный к сочинению серьёзных триллеров о всепроникающих заговорах, постарался, чтобы шпион-ветеран не отстал от времени, познакомив его с новыми аспектами экстремизма (удерживаемая в заложниках дочь магната проникается к похитителям симпатией), заставив погонять на мотоцикле и… спасаться от акул со смертоносными челюстями. Однако в главном-то, в главном надежда и опора МИ-6, в чьих способностях напрасно усомнился «М», остаётся себе верен, с нескрываемым наслаждением выполняя очередную миссию, чтобы, испытав прилив адреналина, обезвредив могущественных злодеев, заключить в объятие красавицу. Что и говорить, стабильность – признак мастерства!
.
__________
1 – Кокетливый заголовок дополнительно обыгрывается под занавес.
2 – На сей раз кассовые сборы составили (при бюджете $36 млн.) порядка $160 млн., причём на североамериканский прокат пришлось $55,4 млн.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Первая экранизация:
Шаровая молния / Thunderball (1965)
Материалы о фильме:
Вязов Владимир. Застенчивая принцесса из киносказки // Видео-Асс Экспресс. – 1991, № 5. – С. 4-6.
Возвращение пенсионера-007 // Ровесник. – 1984, № 7. – С. 27.
Никитин Н. Великобритания // Искусство кино. – 1984, № 3. – С. 141-142.
Джеймс Бонд выбирает «Кредо-Аспек» // Видео-Асс. – 1991, № 4. – С. 47-48.
Сильванович Олег. Ким Бэсинджер: актриса одной роли? // Видео Дайджест. – 1991, № 5. – С. 48-51.
Вяткин Андрей. Видеокомпас. Бондиана // Советский экран. – 1990, № 4. – С. 30-31.
Тирдатова Евгения. Bond = gold // Видео-Асс Известия. – 1998, № 02 (37). – С. 78.
Материалы о фильме (только тексты)
Добавить комментарий