Ниночка / Ninotchka (1939)
Полнометражный фильм (номинация на «Оскар»).
Другие названия: «Нинотчка» (вариант перевода названия).
США.
Продолжительность 110 минут.
Режиссёр Эрнст Любич.
Авторы сценария Чарльз Брэкетт, Билли Уайлдер, Уолтер Райш (номинация на «Оскар») по оригинальному сюжету Мельхиора Ленгиела (номинация на «Оскар»).
Композитор Вернер Р. Хейнманн.
Оператор Уильям Х. Дэниелс.
Жанр: комедия, мелодрама
Краткое содержание
Иранов (Зиг Руман), Бульянов (Феликс Брессар) и Копальский (Александр Гранач) приезжают из СССР в Париж с заданием продать уникальные драгоценности, экспроприированные после революции. Однако бывшая великая герцогиня Свана (Ина Клер), узнав об этом, просит графа Леона д’Альжу (Мелвин Дуглас) помешать сделке. Советские эмиссары показывают слабину, согласившись за невыгодные условия, и из Москвы спешно присылают Нину Ивановну Якушову (Грета Гарбо, номинация на «Оскар»). Леон не мог и вообразить, что, случайно познакомившись с Ниночкой на улицах французской столицы, окажется от неё без ума…
Также в ролях: Бела Лугоши (комиссар Разинин), Рольфе Седан (менеджер отеля), Грегори Гэй (граф Алексис Раконин), Эдвин Максвелл (Мерсье), Ричард Карл (Гастон).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 19.01.2022
Авторская оценка 5/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Отдадим должное изобретательности руководства кинокомпании Metro-Goldwyn-Mayer, которая и обеспечила неплохой доход студии1, и помогла ненадолго оживить карьеру «божественной Греты», всё-таки чувствовавшей, что её эпоха безвозвратно уходит. Грамотная рекламная кампания была призвана заинтриговать публику сменой имиджа талантливой актрисы и одновременно – намекнуть на давнее достижение: слоган «Гарбо смеётся» недвусмысленно отсылал к словосочетанию «Гарбо говорит», сопровождавшему выпуск в кинопрокат «Анны Кристи» /1930/. Нельзя не признать, что «Ниночка» не только не подверглась забвению – наоборот, десятилетиями служила «фабрике грёз» своеобразным эталоном в изображении реалий по ту сторону «железного занавеса». Союзничество в годы борьбы с фашизмом, как известно, быстро уступило место «холодной войне» – и «находки» Эрнста Любича с соратниками пригождались ещё не раз. Даже Билли Уайлдер, привлечённый в качестве одного из сценаристов, обратится к той же теме в обстановке едва-едва воздвигнутой Берлинской стены в не шибко умном фарсе «Один, два, три» /1961/. Словом, фильм стал неоспоримой золотой классикой – в категории «Развесистая клюква».
Тот самый, обещанный заливистый смех действительно раздаётся с экрана: Якушова, никак не реагировавшая на анекдоты графа д’Алжу, разражается диким хохотом, увидев, как бедняга, неудачно отклонившись на стуле, свалился на пол. С этого момента «твердокаменная большевичка» (воспользуемся ёмкой характеристикой киноведа Ромила Соболева) постепенно оттаивает сердцем – и вступает в роман с ушлым аристократом, тоже втрескавшимся по уши. Наверное, голливудским творцам казались очень забавными реплики про пятилетний план, которым Леон восхищается вот уже пятнадцать лет, про то, что русских станет меньше, но русские станут лучше, и т.п. Они, вероятно, считали очень достоверным воссоздание первомайской демонстрации, когда взрослые женщины с унылыми лицами маршируют в пионерских галстуках, и быта в коммунальной квартире, где обязательно находится стукач. И, конечно же, кинематографисты искренне верили, что даже идейно стойкие коммунисты в глубине души мечтают о материальных благах (особенно если к делу приплетается любовь) – что не устоят перед шиком-блеском Запада. Раз уж Ниночка не справилась с соблазном, что говорить о нелепой троице эмиссаров, подозрительно внешне напоминающих знаменитых революционеров!.. Отзвуки такой убеждённости можно обнаружить даже в небезызвестном памфлете (пасквиле?) «Скотный двор» /1945/ претендовавшего на звание властителя дум Джорджа Оруэлла.
Впрочем, дело не только в нелепом антисоветском пафосе, являвшемся неотъемлемой составляющей замысла. Начиная с шутки в прологе о французах, ещё недавно выключавших в квартирах свет отнюдь не по причине авианалётов, неприятно поражаешься ещё и пошлости рассказываемой истории. В Европе началась Вторая мировая война (нью-йоркская премьера состоялась 9-го ноября 1939-го), а за океаном продолжали умиляться идиллическому Парижу, где и старые лакеи являются «реакционерами» – категорически не желают делить накопленные деньги с представителями правящего класса. К счастью, позже режиссёр откликнется на злобу дня хлёсткой сатирой «Быть или не быть» /1942/, действие которой будет разворачиваться на территории оккупированной нацистами Польши. Да и обаяние образа Ниночки постепенно всё же померкнет. Постановка Любича послужит (в 1955-м году) основой для бродвейского мюзикла, однако его экранизация не вызовет интереса у широкой публики. А Уолтер Хилл, давая Арнольду Шварценеггеру наставления изучать манеру игры Греты Гарбо, добивался иного (тоже комического, но иного) эффекта в «Красной жаре» /1988/: у сурового Ивана Данко и в мыслях не было остаться на чужбине.
.
__________
1 – При солидном по тем временам бюджете $1,4 млн. кассовые сборы составили $2,3 млн.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Материалы о фильме:
Краснова Рена. Грета Гарбо. Лицо и лики // Видео-Асс Премьер. – 1995, № 31. – С. 99-103.
«Ниночка» и голливудские ведьмы // Видео-Асс Экспресс. – 1995, № 4. – С. 48-51.
Материалы о фильме (только тексты)
Добавить комментарий