Ночи Гарлема / Harlem Nights (1989)
Другое название: «Гарлемские ночи» (вариант перевода названия).
США.
Продолжительность 116 минут.
Режиссёр Эдди Мерфи.
Автор сценария Эдди Мерфи.
Композитор Херби Хэнкок.
Оператор Вуди Оменс.
На премию «Оскар» номинировался Джо Ай. Томпкинс (художник по костюмам).
Жанр: комедия, криминальный фильм, драма, мелодрама
Краткое содержание
Нью-Йорк, 1938-й год. Детектив полиции Фил Кантоне (Дэнни Айелло) наведывается к Шугару Рэю (Ричард Прайор) и его партнёру Вернесту «Куику» Брауну (Эдди Мерфи), хозяевам прибыльного ночного клуба в Гарлеме, с сообщением от влиятельного гангстера Багси Калхоуна (Майкл Лернер), который требует отныне уплачивать ему львиную долю получаемых доходов. Понимая, что с преступником такого масштаба шутки плохи, владельцы развлекательного заведения тем не менее решают не сдаваться.
Также в ролях: Редд Фокс (Бенни Уилсон), Делла Риз (Вера), Берлинда Толберт (Энни), Стэн Шоу (Джек Дженкинс), Джасмин Гай (Доминик Ла Ру), Вик Полицос (Ричи Венто), Лела Рошон (Саншайн), Арсенио Холл (плачущий человек), Анкл Рэй Мерфи (Вилли, в титрах как UncleRay), Майкл Голдфингер (Макс), Робин Харрис (Джером), Чарльз Кью. Мерфи (Джимми), в эпизоде Рик Айелло.
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 08.10.2015
Авторская оценка 6/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Сколько нелицеприятных слов Эдди Мерфи выслушал за этот фильм! Звучали и обвинения в нарциссизме, которому «суперзвезда», и без того стремившийся максимально контролировать съёмочный процесс, отдался-де всецело и полностью, сосредоточив в своих руках максимум полномочий. И уже традиционные для него упрёки в обилии грубых шуток (достаточно упомянуть сцену выяснения отношений на кулаках «Куика» с бойкой пожилой управительницей борделя по имени Вера) и звучащих в диалогах нецензурных выражений. И в слабости сценария и режиссуры, причём в обеих номинациях1 Мерфи выдвинули на соискание глумливой «премии» «Золотая малина». И в подражании ряду схожих по тематике и сюжету кинопроизведений: от классической «Аферы» /1973/ до «Толковых ребят» /1986/ (у Брайана Де Пальмы откровенно позаимствована развязка). И в… А между тем «Ночи Гарлема» смотрятся вполне весело и неизбито – и приличные кассовые сборы ($95,9 млн. в мировом прокате, пусть и при бюджете $30 млн.) совершенно не вызывают недоумения.
Эдди, разумеется, не упускает случая выступить в наиболее выгодном качестве, рисуясь в безукоризненных костюмах, ловко соблазняя сногсшибательную красавицу (и, наоборот, не поддаваясь шарму этой «роковой женщины»), выходя победителем из перестрелок и под занавес – обводя вокруг пальца смертельно опасного человека с непререкаемым авторитетом и огромными возможностями. И всё равно нельзя не отдать должного стремлению постановщика выказать почтение собственным коллегам со стажем, в куда более трудных, чем он сам, условиях пробивавшихся на «фабрике грёз». Если Арсенио Холл, годом ранее сопровождавший благородного персонажа Мерфи в поездке в Америку, ограничился небольшой (зато по-настоящему уморительной!) партией плачущего навзрыд преследователя Вернеста, то представителям предшествующих поколений – Ричарду Прайору и Редду Фоксу – отведено видное местечко. То обстоятельство, что Шугар (дословно ‘сахарный’ или ‘сахарок’) выступает наставником – почти приёмным отцом – «Куика», задатки которого оценил в очень раннем возрасте, само по себе символично. Не говоря уже о том, что афроамериканцы, прежде не жалуемые Голливудом, заслуживали своего опыта в стиле ретро… Гарлем на поверку был не менее неспокойным местом, чем Бруклин или Квинс, но Рэй, урезонивая не в меру разошедшегося протеже, не случайно настаивает на том, что они – не гангстеры. Даже в таком, сугубо развлекательном кинопроизведении чувствуется критический подтекст – намёк на то, что владельцы «Клуба Шугара Рэя» (в отличие от боксёра-тяжеловеса Дженкинса) находятся с белыми недругами в заведомо неравных условиях, а потому, дабы одержать верх, вынуждены усиленно работать головой. Любопытно, что Дэнни Айелло, изобразивший коррумпированного полицейского, накануне отметился – в образе владельца пиццерии – у Спайка Ли в острой антирасистской драме «Делай как надо!» /1989/.
.
__________
1 – О том, что художник по костюмам Джо Ай. Томпкинс претендовал на «Оскар», упоминают гораздо реже.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Материалы о фильме:
Видеоклуб // Ровесник. – 1991, № 2. – С. 31.
Адин Александр. На малом экране // Мы. – 1991, № 1. – С. 191-193.
Андреев А. «Золотой мальчик» Эдди Мерфи // Видео Дайджест. – 1990, № 4. – С. 18-21.
Маклвэнни Хью. Экспресс удачи // Ровесник. – 1993, № 9. – С. 20-21.
Добавить комментарий