Новая рождественская сказка / Scrooged (1988)
Другие названия: «Превратившийся в Скруджа» / «В роли Скруджа» / «Оскруджевший» (варианты перевода названия), «Скрудж: Рождественская песнь в прозе» / «Scrooge: A Christmas Carol» (название оригинального сценария).
США.
Продолжительность 101 минута.
Режиссёр Ричард Доннер.
Авторы сценария Митч Глейзер, Майкл О’Донохью по мотивам произведения Чарльза Диккенса.
Композитор Дэнни Эльфман.
Оператор Майкл Чапман.
На премию «Оскар» номинировались Томас Р. Бёрман, Бэри Драйбэнд-Бёрман (грим).
Жанр: комедия, драма, кинофантазия, мелодрама
Краткое содержание
Наступает Рождество… Но, к сожалению, волшебная сила этого чудесного праздника не в силах растопить лёд в сердцах отдельных чёрствых и самодовольных личностей. К числу таких неисправимых типов относится и медиамагнат Фрэнк Кросс (Билл Мюррей). Он богат, всесилен и абсолютно равнодушен ко всему, кроме собственных денег. Кросс — руководитель популярного телеканала, безжалостный и хладнокровный бизнесмен с жестоким чувством юмора. В рождественскую ночь перевоспитанием Фрэнка займутся, по традиции, Призрак Рождества Прошлого (Дэвид Йохансен), по облику весёлый таксист из ада, Призрак Рождества Настоящего (Кэрол Кейн) — задорная фея без комплексов, дающая волю рукам, и немногословный Призрак Рождества Будущего, вселяющий трепет одним своим видом.
Также в ролях: Карен Аллен (Клэйр Филлипс), Джон Форсайт (Лью Хэйворт), Джон Гловер (Брюс Каммингс), Бобкэт Голдтуэйт (Элиот Лудермилк), Роберт Митчем (Престон Райнлендер), Николас Филлипс (Кэлвин Кули), Майкл Джей Поллард (Герман), Джейми Фарр (Джейкоб Марли), Уэнди Мэлик (Уэнди Кросс), Джоэль Мюррей (гость), Брайан Дойл-Мюррей (Эрл Кросс).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 19.12.2021
Авторская оценка 7/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Вариант перевода названия фильма, получивший у нас наибольшее распространение ещё в эпоху видео, не является буквальным. Только ведь Фрэнк Кросс, исполнительный директор телекомпании IBC, всё же не является скрягой Скруджем, персонажем немеркнущей диккенсоновской «Рождественской песни в прозе» окончательно и бесповоротно. Фрэнк в полном соответствии с собственной «говорящей» фамилией пребывает (пока!) на последнем перекрёстке, некоем рубеже, когда ещё не поздно остановиться и попробовать изменить себя – иначе окончательно превратится в бездушного дельца. И такой шанс предоставляется под Рождество, словно в насмешку над мужчиной – подобно тому, как он непрестанно и изощрённо глумился над миллионами соотечественников, продавая вечные ценности средствами, которыми бы постеснялись воспользоваться и агрессивные империалисты. Вот только История повторяется, почти по Карлу Марксу, и Кроссу предстоит распрощаться со своим постыдным прошлым, смеясь и вместе с тем – обливаясь горькими слезами из-за непереносимой душевной боли.
Всё-таки поразительно, как такой добрый, сентиментальный и умеренно ироничный, психологически точный при всём обилии гэгов в отличном исполнении не только блистающего вовсю Билла Мюррея, а главное, стилистически отточенный фильм сумел явить вроде бы рядовой голливудский профессионал. Великолепны и Бобкэт Голдтуэйт, запомнившийся по киносериалу «Полицейская академия», и Дэвид Йохансен с Кэрол Кейн, смачно изобразившие Призраков Рождества, соответственно прошлого и настоящего, а у ведущей «звезды» особого внимания заслуживает уморительная карикатура на Ричарда Бёртона, за которого Фрэнка принимают обитатели приюта для бездомных. Правда, Доннер и прежде обнаруживал наличие богатой фантазии, сдерживаемой разве что чувством юмора. «Новая рождественская сказка» взывает к вере в светлые стороны человека, в то, что по своей природе люди добры и великодушны, совершая нехорошие поступки лишь по недомыслию, каким бы продажным и возмутительно глупым1 ни казался современный мир. Впрочем, даже увлечённо ратуя за идеалы Диккенса, по-прежнему не утратившие силы, Ричард и сценаристы Митч Глейзер и Майкл О’Донохью не забывают, что живут в эпоху постмодернизма. При господстве масс-медиа, как никогда прежде сумевшей подавить нормальные человеческие чувства – и даже любовь. Тем поразительнее, что едва заметное смещение действа в сторону карнавала, шоу-представления вовсе не противоречит, по сути, исповедальной интонации, обретающей полную силу в финальной речи-раскаянии (в прямом эфире!) несостоявшегося Скруджа. Характерная деталь: все братья Мюррея, также практикующие актёрское ремесло, отметились в фильме, неслучайно снискавшем солидный зрительский успех, собрав (при немалом бюджете в размере $32 млн.) в национальном прокате $60,3 млн.
.
__________
1 – А в этом особенно преуспел актёр-ветеран Роберт Митчем, чей Престон Райнлендер упорно навязывает Кроссу цикл передач для… домашних животных.
Прим.: рецензия впервые опубликована на сайте World Art
Материалы о фильме:
Фильмы под псевдонимом // Видео-Асс Экспресс. – 1993, № 16. – С. 53.
Материалы о фильме (только тексты)
Добавить комментарий