Новый кинотеатр «Парадизо» / Nuovo Cinema Paradiso (1988)

Новый кинотеатр «Парадизо» / Nuovo Cinema Paradiso (1988): постерПолнометражный фильм (премии «Оскар» и «Золотой глобус», Гран-при Каннского МКФ, премия «Сезар» за лучший постер, номинации на «Сезар», «Давид ди Донателло», премию Европейской киноакадемии как лучший молодой европейский фильм года).

Другие названия: «Кинотеатр «Парадизо» / «Cinéma Paradiso» (Франция) / «Cinema Paradiso» (международное англоязычное название), «Кинотеатр «Парадизо»: Новая версия» / «Cinema Paradiso: The New Version» (режиссёрская версия).

Италия, Франция.

Продолжительность 155 минут (режиссёрская версия – 174 минуты, сокращённая версия – 123 минуты).

Режиссёр Джузеппе Торнаторе (номинация на «Давид ди Донателло»).

Автор сценария Джузеппе Торнаторе при участии Ванны Паоли по сюжету Джузеппе Торнаторе, автор англоязычной версии Ричард Эпкар.

Композитор Эннио Морриконе (премия «Давид ди Донателло»).

Оператор Бласко Джурато.

Также на «Давид ди Донателло» номинировались Франко Кристальди и Джованна Романьоли (продюсеры).

Жанр: драма, мелодрама

Краткое содержание
Рим, 1988-й год. Сальваторе Ди Вита (Жак Перрен), признанный кинорежиссёр, узнаёт, что в родном городке Джанкальдо, что на Сицилии, скончался Альфредо (Филипп Нуаре, награда Европейской киноакадемии). Мужчина, долгие годы трудившийся киномехаником в местном кинотеатре, заменил юному Тото (Сальваторе Касио) отца, не вернувшегося с фронта, а затем — лишился зрения во время пожара… Именно Альфредо привил мальчику любовь к кинематографу и вообще — помог обрести в жизни цель.

Также в ролях: Марко Леонарди (Сальваторе в подростковом возрасте), Аньезе Нано (Елена Мендола), Брижит Фоссе (взрослая Елена Мендола; режиссёрская версия), Антонелла Аттили (Мария Ди Вита), Пупелла Маджио (старая Мария Ди Вита, номинация на «Давид ди Донателло»), Энцо Каннавале (Спаккафико), Иза Даниэли (Анна), Леопольдо Триесте (святой отец Адельфио), Нино Терцо (отец Пеппино), Джованни Джанконо (мэр).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 26.04.2021

Авторская оценка 8/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Новый кинотеатр «Парадизо» / Nuovo Cinema Paradiso (1988): кадр из фильма
Простая радость киномеханика

Если «Оскар» в номинации «Лучший фильм года» традиционно вручают продюсерам, то организаторы итальянской премии «Давид ди Донателло» отмечают представителей неблагодарной профессии отдельно. Франко Кристальди с Джованной Романьоли стали лауреатами этой награды абсолютно заслуженно! Требовалось, вообще говоря, изрядное мужество (не говоря уже про художественное и коммерческое чутьё), чтобы вложить в подобный проект солидные финансовые средства – порядка $5 млн. На тот момент в активе Джузеппе Торнаторе (помимо нескольких работ на ТВ) наличествовала лишь криминальная драма «Каморрист» /1986/, и сравнительно малоопытного режиссёра-сценариста вполне могли забросать неудобными вопросами. Он что, возомнил себя Федерико Феллини, задумав снять нечто среднее между «Восемью с половиной» /1963/ и «Амаркордом» /1973/?! Заранее записался в ряды уважаемых, убелённых сединами маэстро, имеющих моральное право рассуждать о творческом кризисе, предаваться ностальгии да ещё – философствовать о значении киноискусства, грозящего кануть в Лету под натиском телевидения и видео?.. Впрочем, в триумфе «Нового кинотеатра «Парадизо» сыграло важную роль ещё одно обстоятельство. Поначалу, в сезоне 1988-89-го, картина прошла в национальном прокате очень скромно, заняв всего-навсего шестидесятое место. И лишь годом позже, под влиянием шумного успеха за океаном ($12 млн. кассовых сборов1) и россыпи престижных призов, интерес со стороны соотечественников авторов заметно вырос. Хотя результат (844 тысячи проданных билетов) всё равно оказался несопоставимым с показателями вереницы голливудских блокбастеров…

Новый кинотеатр «Парадизо» / Nuovo Cinema Paradiso (1988): кадр из фильма
Наставник и ученик

На поверку Джузеппе гораздо моложе своего героя, пусть появился на свет (27-го мая 1956-го) тоже в одном из небольших населённых пунктов на Сицилии – в коммуне Багерия. Следовательно, его детство пришлось отнюдь не на ранние послевоенные годы, когда многие мальчишки вкусили «прелести» разрухи и безотцовщины. Но для Торнаторе исторический контекст был принципиален. Уж где-где, а в Италии в XX веке жизнь казалась немыслимой в отрыве от кинематографа. Образы, рождённые фантазией художников в разных странах мира, становились достоянием миллионов людей. Вместительный кинозал объединяет всех: от необразованных бедняков до интеллигенции и чванливых аристократов, занимающих бельэтаж и презрительно плюющих на головы черни (за что, правда, однажды придётся поплатиться). Под мерный стрекот кинопроектора сердца бились в унисон: зрители дружно смеялись на комедиях, обливались слезами на мелодрамах, следили, затаив дыхание, за приключениями храбрецов. А юному киноману, предпочитающему сокращённую форму имени – Тото (надо полагать, в честь одного великого комика), которого Альфредо обучил премудростям киномеханика, посчастливилось стать почти волшебником. Пожар едва не обернулся трагедией, но вскоре жители Джанкальдо с восторгом узрели новый, роскошно отделанный кинотеатр «Парадизо», уголок ‘рая’ на земле.

Новый кинотеатр «Парадизо» / Nuovo Cinema Paradiso (1988): кадр из фильма
Хорошо ли влияет на ребёнка?

Фильм, как ни печально, подвергся сокращениям, особенно существенным – в варианте, предназначенном для демонстрации за рубежом. Выход (уже в следующем столетии) полной, режиссёрской версии позволил восстановить историческую справедливость. Дело не только в том, что и без малого три часа экранного времени пролетают незаметно. Помимо прочего оказался вынужденно изъят ценный для понимания замысла (и, кстати, очень трогательный) эпизод встречи синьора Ди Виты, вернувшегося на малую родину на похороны наставника и друга, с Еленой, с которой не виделся несколько десятилетий. Французская актриса Брижит Фоссе неподражаема в образе былой возлюбленной (прямо по Андрею Вознесенскому), объясняющей Сальваторе, чьи чувства по-прежнему не остыли, что отчаянно держаться за прошлое – не следует. Конечно, хватало всякого (и радостей, и бед, и курьёзов), однако жизнь сложилась наилучшим образом – и подчас предпочтительнее расстаться, храня в душе светлые воспоминания. Любопытно, что режиссёр отвёл себе маленькую партию киномеханика, ставящего для коллеги, сыгранного Жаком Перреном, бережно сохранённую покойным Альфредо плёнку – кадры старых кинолент, запечатлевшие поцелуи (десятки, сотни поцелуев). Когда-то местный священник, святой отец Адельфио (между прочим, благоволивший любознательному Тото), ревностно исполнял обязанности цензора, требуя вырезать «безнравственные» фрагменты, а ныне – публику калачом не заманишь и на откровенные эротические кинозрелища. «Парадизо» несколько лет как закрыт. Пустующее, заброшенное, покрытое толстым слоем пыли здание взрывают, освобождая место для муниципальной стоянки… И тем не менее киноискусство никуда не исчезло (подтверждением чему, заметим, служит и удачная профессиональная карьера самого Джузеппе), растворившись в нашем коллективном бессознательном. Всё бы хорошо – жаль только, что в свете успеха постановки Торнаторе остался практически незамеченным тоже талантливый «Сплендор» /1989/, поразительно близкий по духу и пафосу, причём снятый признанным мастером, Этторе Сколой.

.

__________
1 – Кроме того, не забудем и ажиотаж во Франции, где аудитория составила 2,05 миллионов человек.

Прим.: рецензия публикуется впервые



Материалы о фильме:
Амендоло Антонелла. Ребёнок, ждущий Оскара // Экран. – 1991, № 4. – С. 29.
Авторитет дядюшки «Оскара» // Видео-Асс Sunrise. – 1995, № 4. – С. 29.

Материалы о фильме (только тексты)

Pages: 1 2 3

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Сайт в Google+