О, спорт, ты – мир! / O sport, ty – mir! (1981)
Полнометражный фильм.
Другое название: «О спорт, ты – мир!» (вариант написания названия), «О, спорт, ты – мир!» / «O Sport, You Are Peace!» (международное англоязычное название).
СССР.
Продолжительность 142 минуты.
Режиссёры Юрий Озеров (главный режиссёр-постановщик), Борис Рычков (режиссёр-руководитель документальных съёмок), Фёдор Хитрук (режиссёр мультипликации).
Авторы сценария Юрий Озеров, Борис Рычков, автор текста и песен Николай Добронравов.
Композитор Александра Пахмутова, музыка к мультипликации Шандора Каллоша, дирижёр Сергей Скрипка.
Главный оператор-постановщик Николай Олоновский, главный оператор документальных съёмок Лев Максимов, главный оператор-координатор Михаил Ошурков.
Жанр: документальный фильм, спортивный фильм
Краткое содержание
С 19-го июля по 3-е августа 1980-го года в Москве, а также в некоторых других городах СССР (Таллине, Киеве, Минске…), впервые в истории — в социалистической стране, прошли игры XXII Олимпиады. Соревнования проводились по двадцати одному виду спорта. Несмотря на бойкот мероприятия по политическим мотивам некоторыми странами, граждане Советского Союза и всего мира стали свидетелями захватывающих зрелищ. Были установлены 74 олимпийских, 39 европейских и 36 мировых рекордов.
Рассказчик-повествователь и комментатор – Николай Озеров.
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 23.11.2018
Авторская оценка 8/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Учитывая, каким громким событием стали для граждан Советского Союза те памятные летние Олимпийские игры, я, помнится, изрядно удивился, не обнаружив картину в перечне лидеров отечественного кинопроката сезона 1981-го года. Казалось, что наши зрители должны были проникнуться энтузиазмом во всяком случае – не меньшим, чем японцы, у которых «Токийская Олимпиада» /1965/ Кона Итикавы по-прежнему занимает место среди рекордсменов по посещаемости. Разумеется, торжественные мероприятия с открытия и закрытия, не говоря уже о самих состязаниях, транслировались по телевидению, но это всё-таки – не одно и то же!.. Своеобразной «разминкой» для Юрия Озерова и Юрия Короткова послужила «Баллада о спорте» /1980/, посвящённая летней Спартакиаде народов СССР, но именно в картине с таким всеобъемлющим, поэтичным и… неожиданно злободневным названием талант кинематографистов раскрылся во всём блеске.
Строчкой «О, спорт, ты – мир!» неслучайно начиналась заключительная, девятая часть «Оды спорту» /1912/ Пьера де Кубертена, которого даже подвергали критике за идеалистичность утверждений о «сближении людей, жаждущих единства», и об «источнике благородного, мирного, дружеского соревнования». Мысль предельно заострена в остроумном (стилизованном под древнегреческую вазопись) анимационном1 прологе, поведавшем об истории вопроса: эллины, заслышав сигнал трубы и клич «Олимпиада», моментально прекращают кровавую сечу. Разумеется, политическая конфронтация никуда не исчезла, найдя выражение в печально известном бойкоте, объявленном США с сателлитами, но это вовсе не принизило радость одержанных побед. Причём авторы проявили максимальную деликатность – постарались, насколько могли, не акцентировать очевидное общее преимущество спортсменов СССР (и заодно ГДР, уверенно занявшей второе место в медальном зачёте). Похвал так или иначе удостоились все, кто их заслуживал: участники турниров и тренеры, годами наставлявшие и опекавшие подопечных, устроители, журналисты и неравнодушная публика – вплоть до артистов, порадовавших гостей столицы яркими выступлениями.
Логично, что Юрий Николаевич (просьба не путать с другим Озеровым, Юрием Викторовичем, баскетболистом) опирался на прежние достижения, блестяще адаптировав принцип, зарекомендовавший себя в киноэпопеях о Великой Отечественной войне, к условиям, так сказать, мирного времени. Освещение событий целиком (как бы с точки зрения руководства оргкомитета, почти что Ставки Верховного Главнокомандования) перемежается остроумными краткими интервью, зарисовками в манере синема верите, рассказами о конкретных судьбах. Вспомним хотя бы внутренний монолог ирландца Ричарда Хупера, рассуждающего во время марафона о треклятых ста девяносто пяти метрах («будто сорока двух километров мало») и о своём давнем соперничестве с братом Патриком… Авторы, разумеется, отдали дань и зрелищности (в данном отношении вне конкуренции остаётся трогательное прощание с медвежонком Мишкой, медленно поднимающимся в московское небо), и драматизму. И всё-таки элементы, без которых не обходится никакое первенство (от парусных регат до дзюдо и вольной борьбы, от тяжёлой атлетики до художественной гимнастики и футбола), – не единственное, что привлекло внимание чутких кинематографистов. Не устаёшь поражаться их наблюдательности, неутомимому желанию всматриваться и всматриваться в человека – в человека борющегося, собирающего в кулак волю в стремлении к победе, превозмогающего физическую боль, поглощённого нахлынувшими чувствами радости или, наоборот, досады. Конечно, создатели не имели столько творческой свободы, как Элем Климов в работе над «Спортом, спортом, спортом» /1970/, но картина всё равно получилась чем-то несоизмеримо большим, нежели фильм-отчёт, снятый по заказу МОК: на память потомкам остался точнейший документ времени. Было бы забавно, если б ленту включили в перечень претендентов на премию «Оскар», но члены Американской киноакадемии по понятным (идеологическим, отнюдь не эстетическим) причинам не отважились на этот поступок.
.
__________
1 – Особо отметим, что постановщиком рисованных сценок-врезок выступил знаменитый Фёдор Хитрук, а в числе мультипликаторов значится, в частности, Юрий Норштейн.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Добавить комментарий