Одинокая белая женщина / Single White Female (1992)

Сагалова В. Бриджит Фонда: тихий вызов громкому имени // Видео-Асс Экспресс. – 1993, № 21. – С. 18-22.

Видеодосье

Бриджит Фонда: тихий вызов громкому имени

Фотографии не дают должного представления об этой актрисе. Она постижима лишь в движении, как сама жизнь. Необычайной выразительностью обладает не только ее лицо, но и прямые мальчишеские плечи, тонкие руки, вся ее хрупкая, но при этом гибкая и сильная фигура. Давно подмечено, что в ее облике есть что-то британское -недаром она полюбилась английским продюсерам и режиссерам: холодноватая грация, неброский аристократизм, мягкость и как бы неопределенность черт, какая-то волнующе-нежная, акварельная приглушенность красок.

В отличие от своей тети Джейн, которая увлекалась политикой и, по язвительному выражению Сьюзен Сэрэндон, любила «забираться на танк», Бриджит предпочитает мир природы и является активисткой движения «зеленых». Ее свобода, которая неуловимо присутствует на экране, не протест и не борьба, а прежде всего естественность чувств и неприятие фальши.

В детстве, случалось, ее няньками были Деннис Хоппер и Джек Николсон. Однако отец, Питер Фонда, предупреждал, что с ее фамилией стать актрисой не так-то просто. Бриджит была обречена на сравнение и предвзятость. Уже в актерской школе ей заявляли, что не собираются выделять ее – тем самым заранее выделяя.

Она дебютировала в фильме «Ария». Он состоял из десяти новелл, снятых на музыку знаменитых опер. Каждую новеллу ставил известный режиссер. Семиминутная часть, в которой играла Бриджит, шла под музыку из «Тристана и Изольды», а поставил ее англичанин Фрэнк Роддэм. Сюжет был простой: в одном из отелей Лас-Вегаса героиня занимается любовью в ванной, а затем вскрывает себе вены. Актриса снималась совершенно раздетой. «Арию» дружно обругали, но семиминутку с юной Фондой отметили. Бриджит объявили восходящей порно-звездой. Она была несколько удивлена: ведь она не просто демонстрировала свое тело, а играла несчастную любовь, от которой умирают.

Необычность ее карьеры уже в том, что она упорно утверждалась в стороне от голливудских павильонов и словно опасалась коммерческих предложений. Как-то раз, например, ее пригласили на главную роль в фильме «Невеста на дом», на очень выгодных условиях. Любая начинающая актриса была бы на седьмом небе.

18

Бриджит Фонда прочитала сценарий и сказала, что в нем «не хватает изобразительности». Озадаченные создатели фильма немедленно заменили ее другой актрисой (Дженифер Билз). Фильм с треском провалился, репутация Билз была надолго подмочена.

Бриджит выросла на «газоне», который долго стригли и поливали. Она впитала в себя актерскую – и человеческую – культуру своего знаменитого рода. За ее спокойной разборчивостью – природный вкус и способность к концентрации на главном: создании нетривиальных образов.

Она не боится низкобюджетных картин и ролей третьего плана, если конечно, находит в фильме что-то важное для себя. Прежде всего это небанальная тема, интересный характер, глубокий драматический материал. Англичанин Стивен Вулли, который был продюсером нескольких лент с ее участием, заметил, что Бриджит «делает карьеру не как звезда, а как актриса». Он восхищался ее работоспособностью и самоотдачей, отмечая, что она никогда не жалуется и вообще «такую, как она, не ожидаешь встретить в их королевском семействе».

Вулли финансировал, в частности, фильм «Танец вприпрыжку»: комедию о четырех подружках из Южной Каролины, которые «прожигают жизнь» перед началом учебы в колледже. Наверное, Бриджит привлекла свежесть и непосредственность героинь и то, что фильм – о дружбе, а это так редко в наши дни. На съемках было весело, актрисы попадали под жуткую грозу, и с тех пор Фуби Кэйтс стала ее ближайшей подругой. Это был фильм о шестидесятых годах.

Исполнительницы изучили подшивки семнадцати журналов мод, чтобы вжиться в тогдашнюю атмосферу. Героиням было по восемнадцать лет, но «восемнадцать в шестидесятые равняются четырнадцати в наше время», резонно заметила Бриджит в одном из интервью. Ей понадобилось помолодеть на десятилетие, чтобы сравняться с персонажем. Она немного завидовала героине: тридцать лет назад в отношениях между девушками и парнями было меньше опытной искушенности и больше радости и волнения.

Вскоре у Бриджит Фонды последовал «английский» период: она снималась в Лондоне в ленте «Скандал», где сыграла великосветскую проститутку (продюсером был Вулли). Фильм этот – о тайных любовных похождениях лондонской политической элиты – из-за обилия откровенных сцен стал «головной болью» американской цензуры. Бриджит постаралась сделать образ своей героини противоречивым и неоднозначным, и признается, что роль далась ей тяжело. К этому моменту относится ее собственный роман с английским сценаристом и режиссером Ли Драйсдейлом, с которым они были даже помолвлены.

Драйсдел снял с Бриджит только один фильм – «Кожаные куртки»: любовный треугольник на фоне жестокой войны уличных молодежных банд. Бриджит сыграла главную героиню Клаудию. Будучи некоммерческим, фильм смог позволить себе роскошь трагического финала.

У Фонды с Драйсделом тоже не

20

получилось хэппи-энда: они расстались, и, наверное, болезненно. «Я читала статью об Анжелике Хьюстон «Жизнь без Джека», -вспоминает позже Бриджит. – Речь идет о Николсоне, с которым Анжелика Хьюстон рассталась после восемнадцати лет совместной жизни. – Я тогда чувствовала, что-то похожее: «жизнь без Ли». Слишком много всего было с ним связано…»

Когда после «Доктора Голливуда» и еще нескольких работ на экранах появилась «Одинокая белая женщина», стало ясно, что актриса достигла настоящей славы. И вполне заслуженной.

О ее игре в этой картине можно говорить бесконечно. Тончайшие полутона – и вдруг резкие, импульсивные вспышки. То нервность, зажатость – то расслабленность… Как удается ей дать столь точное представление о своей героине – не только о ее малейших душевных переживаниях и мыслях, но и о прошлом? Мы угадываем человека одаренного, но «неудобного», максималистски требовательного в чувствах. И при этом незащищенного, пугающегося одиночества. Такие в жизни часто начинают с нуля. Вот и Элли – сгоряча порвала с любимым, поменяла работу, по объявлению подыскала компаньонку по жилплощади, искренне доверилась ей. И вдруг погрузилась в пучину тягостных, двусмысленных отношений.

Этот фильм – бенефис двух актрис: Бриджит Фонды и Дженифер Джейсон Ли. Фонда играет мучительное состояние героини, которая понимает свою усиливающуюся зависимость от неприятного ей человека и при этом стесняется своей неприязни, а от того теряется еще больше. Эта ситуация нередко встречается в жизни: человек интеллигентный и нравственный оказывается во власти человека вульгарного, лживого и порочного. Сложная общечеловеческая проблематика разрабатывалась здесь в тревожной «хичкоковской» атмосфере, которую талантливо создавали исполнительницы.

Еще одной творческой вершиной явился для Бриджит Фонды недавно снятый – и уже нашумевший – фильм «Откуда не возвращаются»: римейк французской ленты «Никита». Безродная девчонка-наркоманка вынуждена стать

агентом смертоносной секретной службы и по приказу своего «хозяина» (Габриэль Бирн) совершать профессиональные убийства. Однако она постепенно обретает достоинство и отказывается быть игрушкой в чьих-то руках. Остросюжетность соединилась тут с психологизмом, и от актрисы понадобилось все присущее ей мастерство. На этот раз, обретя вкус к опасным трюкам, после серьезных тренировок, она смогла бы поспорить по ловкости и смелости даже с каскадерами. В фильме от нее исходил заряд какой-то необыкновенной энергии, пластика отточена, а красота особенно одухотворена.

Осталось добавить, что на сегодня Бриджит Фонда находится в прекрасной форме, что журнал «Пипл» включил ее в число пятидесяти самых красивых людей нашего времени, а нынешним спутником ее жизни является актер Эрик Штольц, с которым они вместе снялись в фильме «Тела, отдых и движение».

Итак, самая молодая из династии живет своим умом. И что еще важнее – сердцем. Так или иначе, уже раздаются голоса, что именно она -самая талантливая и интересная из семейного клана Фонда.

Джейн Фонда посмеивалась, что племянница недооценивает аэробику, – Бриджит твердо считает, что от нее «мозги перемешиваются». Как-то, встретившись с ней за семейным рождественским ужином, тетка отчитывала Бриджит за недостаточную спортивность. Впрочем, наверное, после премьеры «Откуда не возвращаются» эти упреки потеряли силу.

Что касается Питера Фонды, он находит дочь «весьма забавной».

«Могла бы ведь и в наркоманки податься», – порой меланхолично замечает он, полагая, очевидно, что актрисой все-таки быть безопаснее – даже с такой неудачной фамилией.

В. САГАЛОВА

22

Pages: 1 2 3 4

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Сайт в Google+