Ограбление / Hold-Up (1985)

Ограбление / Hold-Up (1985): постерПолнометражный фильм.

Другие названия: «Грабёж» / «Налёт» (варианты перевода названия), «Ограбление» / «Hold up» (Франция: вариант написания названия).

Франция, Канада.

Продолжительность 114 минут (сокращённая версия 100 минут).

Режиссёр Александр Аркади.

Авторы сценария Александр Аркади, Даниэль Сен-Амон, Франсис Вебер по роману Джэя Кронли.

Композитор Серж Франклин.

Оператор Ричард Чупка.

Жанр: комедия, криминальный фильм

Краткое содержание
Гримм (Жан-Поль Бельмондо), загримировавшись под клоуна, берёт в заложники сотрудников и клиентов одного из крупнейших банков Монреаля. Экстренно прибывший комиссар Симон Лабросс (Жан-Пьер Марьель) пытается договориться, и налётчик, совершенно сбивающий с толку абсурдными требованиями и эксцентричными выходками, соглашается начать освобождать людей. Полиции невдомёк, что первыми под видом отпущенных здание финансово-кредитного учреждения покинут… грабитель с двумя сообщниками: лучшим другом Жоржем (Ги Маршан) и его избранницей Лизой (Ким Кэтролл).

В ролях: Жак Вильре (Жереми, таксист), Жан-Клод де Горо (инспектор Фокс), Текс Кониг (Ласки), Раймон Акилон (Фрэнки), Жорж Каррер (директор банка), Иван Понтон (Тремплен), Ги Провос (мэр).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 06.05.2014

Авторская оценка 7/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Ограбление / Hold-Up (1985): кадр из фильма
Думаете, он шутит?

Печально, что, хотя в творчестве Александра Аркади постановка и пользовалось наивысшим спросом (2,367 млн. человек1), в карьере Жана-Поля Бельмондо именно «Ограбление» прозвучало первым тревожным звоночком. Фильмы с участием «священного чудовища» на протяжении девяти лет неизменно красовались среди десяти самых кассовых – а тут пришлось довольствоваться скромным шестнадцатым местом, помимо прочего уступив вечному сопернику Алену Делону («Слово полицейского» /1985/). Вдвойне обидно, что картина удалась на славу, во всяком случае – нисколько не стареет на протяжении вот уже четверти века, веселя всё новые поколения зрителей, и вполне могла помочь французскому кумиру завоевать поклонников в Северной Америке. Правда, не в США, а в Канаде.

Ограбление / Hold-Up (1985): кадр из фильма
Рисковать жизнью не стоит…

Между прочим, это первое обращение кинематографистов к прозе (точнее, к роману «Быстрая перемена», вышедшему из печати в 1981-м году) американца Джэя Кронли. Писатель, больше известный в качестве постоянного обозревателя газеты Tulsa World, продемонстрировал недюжинную выдумку, заставив нас с неподдельным интересом следить за выходками фальшивого клоуна, угрожающего заложникам револьвером и шашками динамита, но вместе с тем – не забывающего откалывать номера один уморительнее другого, точно действительно находится на арене цирка. Как раз это, надо полагать, и сбивает с толку комиссара, легко проглотившего наживку – и даже не ставшего особо проверять высвобождаемых. Но лукавство авторов заключается в том, что блестяще продуманный и вдохновенно реализованный план грозит рухнуть из-за единственного, что не поддаётся прогнозированию и, тем паче, контролю, – человеческого фактора. То сообразительный ребёнок узнает артиста без грима. То в самый ответственный момент возникнет старый знакомый – здоровяк Ласки, с ходу раскусивший намерения подельников и надеющийся поживиться шальными деньгами. То вдруг Лиза, разобравшись в своих чувствах, приходит к выводу, что любит Гримма, а не его жалкую тень – бедолагу Жоржа. То некстати появится свидетель – таксист Жереми, забавно сыгранный комиком Жаком Вильре… Как можно работать в таких условиях?!

Ограбление / Hold-Up (1985): кадр из фильма
Главная жертва

«Бебель», как всегда, великолепен, не теряя присутствия духа в отчаянных ситуациях и вообще – демонстрируя редкостный пример невозмутимости и жизнерадостности. Сюжет приобретает воистину философский привкус: завершаешь сеанс в твёрдом убеждении, что, хотя реальность и таит массу сюрпризов, грозя ежесекундно огорчить, шанс обвести всех вокруг пальца и выйти сухим из воды – всегда остаётся. Побеждает тот, кто не теряется – и обнаруживает смелость и сообразительность при любом, даже самом невероятном (и неблагоприятном!) стечении обстоятельств. То есть, как минимум, исключает действие пресловутого человеческого фактора применительно к себе, любимому. И не следует считать друзей не слишком умными на том основании, что, едва выпутавшись из передряги в Монреале, они не отказываются от безумной затеи – провернуть фокус ещё раз, в Риме… «Ограбление, это ограбление», как поёт Рена Скотт. Перед соблазном обратиться к литературному первоисточнику не устоит и Голливуд.

.

__________
1 – С учётом демонстрации за рубежом (в частности, 403 тыс. проданных билетов в ФРГ) бюджет, оцениваемый в CAD8 млн., вероятно, окупился.

Прим.: рецензия публикуется впервые


Другая версия литературного первоисточника:
Быстрые перемены / Quick Change (1990)


 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Сайт в Google+