Ограбление по-итальянски / The Italian Job (1969)
Другие названия: «Итальянская работа» / «Итальянское дельце» / «Дельце в Италии» / «Работа в Италии» (варианты перевода названия).
Великобритания, США.
Продолжительность 99 минут.
Режиссёр Питер Коллинсон.
Автор сценария Трой Кеннеди-Мартин.
Композитор Куинси Джонс.
Оператор Дуглас Слокомб.
Жанр: фильм действия, комедия, криминальный фильм, триллер
Краткое содержание
Чарли Крокер (Майкл Кейн), выйдя из тюрьмы на свободу, получает послание от Роджера Бекерманна (Россано Брацци), убитого мафией в Италии. Покойный товарищ придумал амбициозный план похищения партии золота в слитках на сумму десять миллионов долларов, которую должны доставить в Турин. Для проведения операции требуется финансовая и организационная поддержка, и Чарли обращается к мистеру Бриджеру (Ноэл Кауард) — криминальному авторитету и страстному патриоту Великобритании, отбывающему срок за решёткой. Удастся ли осуществить дерзкий замысел?
Также в ролях: Бенни Хилл (профессор Саймон Пич), Раф Валлоне (Альтабане), Тони Бекли (Кэмп Фредди), Маргарет Блай (Лорна, в титрах как Maggie Blye), Джон Ле Месюрье (начальник тюрьмы), Айрин Хэндл (миссис Пич), Фред Эмни (Брикиншоу), Джон Клайв (управляющий гаража), Грэм Пейн (Китс), Майкл Стэндинг (Артур), Стэнли Кейн (Коко), Барри Кокс (Крис), Роберт Пауэлл (Йеллоу), в эпизоде Лиза Шейн (блондинка на ужине, без указания в титрах).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 26.05.2021
Авторская оценка 7/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Топ-менеджмент голливудского мейджора Paramount Pictures, обеспечив солидный1 производственный бюджет, выступил примерно в том же качестве, что и мистер Бриджер, профинансировавший операцию на чужбине. Разница заключается в том, что американские бизнесмены от киноискусства преследовали сугубо финансовые интересы, и Майкл Кейн искренне негодовал, видя, что маркетинговая кампания проводится за океаном из рук вон плохо. В то время как состоятельный и пользующийся колоссальным авторитетом босс ОПГ, не проявивший интереса к затее, изменил решение лишь после того, как узнал о планах итальянцев построить завод в Китае, что нанесёт экономический урон Соединённому Королевству. В том и заключается парадоксальность ситуации: Бриджер не просто радеет из судьбу родного государства, а придерживается чуть ли не националистических взглядов. Вместе с тем главные помехи команде Чарли Крокера создают даже не миланские правоохранительные органы, но члены местной мафии, которые резонно считают вопросом чести не допустить на подконтрольной территории «шалостей» обнаглевших чужеземцев.
Разумеется, мотив обыгран с изрядной долей юмора, что подчёркивает и остроумное включение в саундтрек фрагментов популярных песен (включая помпезное стихотворение Джеймса Томсона «Правь, Британия!», переложенное на музыку композитором Томасом Арном), прославляющих некогда могущественную Британскую империю. Кинодраматург Трой Кеннеди-Мартин словно подтрунивает над тайным желанием соотечественников, чтобы всё у них было лучшим, даже когда речь идёт о циничных преступных сообществах. Как говорится, знай наших! Между прочим, участники акции и не думают слиться с толпой: им проще устроить вселенский хаос, парализовав автомобильное движение в час пик, и доказать, что выдержка, хладнокровие, находчивость кокни непременно одержат верх над темпераментностью туринских полицейских. Следовательно, получивший в России распространение перевод оригинального названия видится неточным. Если уж на то пошло, это идеальное ограбление по-английски – с кодовым наименованием «Итальянское дельце» (по месту проведения). И всё-таки Питеру Коллинсону (кстати, приходящемуся крёстным сыном актёру Ноэлу Кауарду, получившему его стараниями свою едва ли не самую известную роль) удалось порадовать патриотов и кое-чем ещё.
Заключительная часть (приблизительно треть) повествования представляет собой впечатляющее зрелище. Возможно, с точки зрения динамизма погоня в том же «Буллите» /1968/ Питера Йетса2 выглядит предпочтительнее – но не по размаху! Трудно вообразить себе, каких колоссальных усилий кинематографистам стоило организовать грандиозную пробку в густонаселённом Турине. При этом налётчики исхитряются найти путь (едут по тротуарам, лестницам и т.д.) – и в итоге отрываются от назойливых преследователей. По факту фильм обеспечил блестящую рекламу юрким, компактным автомобилям марки Mini Cooper, причём продюсеры предпочли приобрести их по рыночной цене, отказавшись от щедрого предложения концерна Fiat (безвозмездное предоставление для съёмок машин плюс пятьдесят тысяч долларов США сверху). Впрочем, не меркнущая с годами слава постановки Коллинсона (о чём свидетельствует и появление римейка Ф. Гэри Грея тридцать с лишним лет спустя) объясняется всё же другим. Неповторимое обаяние ленте придаёт подчёркнуто ироничное отношение авторов к героям, самонадеянно считающим, будто им – море по колено. Особенно подкупает уморительная и, если вдуматься, подлинно философская развязка, подводящая к мысли, что можно перехитрить других людей, но испытывать удачу и тягаться с Роком – вещь небезопасная. Данное соображение, надо полагать, имело немаловажное значение при включении «Ограбления по-итальянски» в почётный перечень ста вершинных достижений национальной кинематографии за век (на тридцать шестое место), составленный на основе опроса, проведённого Британским киноинститутом в 1999-м году.
.
__________
1 – Оцениваемый в $3 млн. – сумму, сопоставимую со стоимостью злополучной партии золота, которую намереваются присвоить англичане.
2 – Неудивительно, что первому осуществить постановку предложили именно ему.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Добавить комментарий