Онг Бак / Ong-bak (2003)

Онг Бак / Ong-bak (2003): постерПолнометражный фильм.

Другие названия: «Онг-бак: Боец чести» (вариант перевода названия), «Тайский кулак» / «Thai Fist» (Гонконг), «Сорвиголова» / «Daredevil», «Онг-бак: тайский воин» / «Ong-Bak: The Thai Warrior», «Ong-Bak: Muay Thai Warrior» / «Онг-бак: воин муай тай» (международные англоязычные названия).

Таиланд, Франция, Гонконг.

Продолжительность 108 минут.

Режиссёр Прачия Пинкаю.

Автор сценария Супачай Ситтиаумпонпан, авторы сюжета Прачия Пинкаю и Панна Риттикрай.

Композитор Ромарик Лоренс, Ричард Уэллс (английская версия).

Оператор Наттавут Киттикхун.

Жанр: фильм действия, криминальный фильм, триллер

Краткое содержание
Тинг (Тони Джаа), с детства обучавшийся в родной деревне древнему искусству тайского бокса, приезжает в Бангкок, чтобы вернуть похищенную реликвию — голову священной статуи Будды. Он рассчитывает на помощь Хумлэ (Петчтай Вонгкамлао), взявшего себе в городе имя Джордж, но бывший односельчанин больше озабочен тем, как достать деньги, чтобы рассчитаться с долгами. Преступников найти непросто, однако парень добьётся поставленной цели, несмотря ни на какие преграды.

Также в ролях: Пумвари Йодкамол (Муай Лек), Сухао Понгвилай (Комтуан),  Чумпхорн Тепфитак (дядя Мао), Чатевут Ватчаракхун (Пенг),  Ваннакит Сириопут (Дон), Рунграви Баридзиндакул (Нгек), Чаттхапонг Пантанаункул (Саминг), Нудхапол Асавабхахин (Тосиро), Дэн Чупонг (телохранитель).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 27.02.2023

Авторская оценка 6/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Онг Бак / Ong-bak (2003): кадр из фильма
Напутствие на добрые дела

Прачия Пинкаю, чьи ранние постановки не имели никакого отношения к восточным единоборствам, по-видимому, не был до конца уверен в положительном исходе. Первым в титрах значится Петчтай Вонгкамлао, на тот момент достаточно известный в стране (под псевдонимом Мам Джокмок) в качестве комика. Режиссёра, вероятно, не покидали сомнения на предмет того, как зрители примут Тони Джаа, который прежде исполнял роли второго плана в дешёвых, ничем не примечательных боевиках1. Вот только древняя мудрость недаром гласит, что упорство и труд всё перетрут. Урождённый Татчакорн Йирум с детства мечтал не просто стать «звездой» (подобно своим кумирам Брюсу Ли, Джеки Чану, Джету Ли), но и сделать тайский бокс не менее популярным в мире, чем кун-фу или карате. Изматывающие, безостановочные тренировки на протяжении нескольких лет принесли отменные плоды, а снятый за свой счёт непродолжительный ролик с демонстрацией зрелищных возможностей помог привлечь инвесторов. Весьма приличный по тогдашним азиатским меркам производственный бюджет порядка $1,1 млн. окупился с лихвой, поскольку общемировые кассовые сборы составили $20,1 млн. Мало того, хотя киноиндустрия Таиланда добилась определённых успехов и в других жанрах (от комедий до хорроров), именно «Онг Бак» ознаменовал собой едва ли не наивысший её взлёт в качестве конкурента традиционному лидеру в нише экранных боевых искусств – Гонконгу.

Онг Бак / Ong-bak (2003): кадр из фильма
Готов к бою. Даже к подпольному

Впрочем, здесь следует сделать существенную оговорку. Если Стивен Спилберг никак не отреагировал на шуточный призыв, мелькающий в кадре (в виде надписи на стене), то другой легендарный кинематографист, Люк Бессон, оперативно откликнулся на предложение о сотрудничестве. Говорят, интерес к фильму выказывал и Стивен Сигал, предложивший купить права на фильм с условием, что будут сняты дополнительные сцены, где его персонаж выступит наставником Тинга. И как раз версия, подготовленная стараниями кинокомпании EuropaCorp (помимо сокращений и перемонтажа в фильм добавили несколько хип-хоп-композиций), по преимуществу получила распространение на Западе. С коммерческой точки зрения решение представляется логичным. Всё, что связано с изощрёнными трюками, исполненными вживую (никаких тросов, не говоря уже про компьютерную графику), с зубодробительными поединками, с захватывающими дух погонями, вызывает неподдельное восхищение. Наиболее впечатляющие фрагменты авторы не отказывают себе (и нам) в удовольствии повторить несколько раз, показав с разных ракурсов, нередко – в рапиде. Вместе с тем бессоновские «европейцы» явно не оценили национальный колорит картины.

Онг Бак / Ong-bak (2003): кадр из фильма
Очередной противник

Многое у Прачия Пинкаю действительно может показаться наивным. Это касается и махинаций ушлого Хумлэ, взявшего себе в Бангкоке новое, иноземное имя Джордж, и того, как обрисован подпольный бизнес, не последнее место в котором отведено боям без правил. Главное же, представляется раздражающе прямолинейным всё, что относится к религиозному аспекту. Пинг отправился в столицу, дабы любой ценой вернуть голову статуи Будды, цинично похищенную злоумышленником и переданную местному криминальному авторитету. Деревенский парень не сразу разбирается в неписаных урбанистических законах, однако силы ему придаёт не только владение древней техникой боя, но и несокрушимая вера. Высокий пафос местами вызывает снисходительную улыбку, в то время как специфические шутки и гэги Вонгкамлао, напротив, не слишком смешны. Тем не менее режиссёр рос над собой – и в «Чести дракона» /2005/, которую точно не следует смотреть в «адаптированном» варианте, добился замечательных во всех отношениях результатов. А Джаа, заслуженно снискавший международную славу, со временем покорит Голливуд.

.

__________
1 – И, кстати, выступил дублёром Робина Шу на съёмках продолжения «Смертельной битвы» /1995/.

Прим.: рецензия публикуется впервые



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Сайт в Google+