Оно / It (1990) (мини-сериал)

Стивен Кинг. Король ужасов // Видео-Асс PREMIERE. – 1995, № 28. – С. 138-140.

Король ужасов

Более пятнадцати лет один па самых знаменитых писателей в жанре фантастики и ужасов, остаётся самым экранизируемым. Тридцать с лишним романов и новелл, многие из которых стали классикой, заняли свое особое, зловеще почетное место на троне Кошмара.

Кто его герои? Одна девочка – воспламеняет взглядом, другая – передвигает предметы, уставившись на них, оборотни-вампиры сеют страх в деревушках и лесах, дети-зомби возвращаются из небытия, чтобы отомстить злодеям-взрослым, у автомобиля пробуждается нечто вроде «души», и он превращается в убийцу на колесах, темные силы зла вселяются в обыкновенного человека, делая его марионеткой в своей жестокой игре… и так далее и тому подобное.

Стивен Кинг черпает свои истории

138

из обширного наследия жанра ужасов, его произведения – своеобразный каталог страхов. И, несомненно, он самый крупный писатель XX века в этой области, не говоря уже, что самый раскупаемый, самый популярный. Автор не открывает ничего нового в своих книгах, где «антикварные» легенды как бы осовременены и перенесены на почву нынешней Америки. Герой Кинга – ваш сосед, обыкновенный человек, живущий в обычном доме, он работает, у него семья, и все у него в норме, как и у вас.

Сила писателя в том, что он одержим идеями детства, юношества. И в этом он явственно отличается от классиков темы – Э.А.По и Г.П.Лавкрафта. Кинг убежден, что в раннем и переходном возрасте воображение подростка, по-особому трансформируя понятие «ужасного», придает ему нечто своеобразное, ребенок воспринимает мир фантастики иначе, чем взрослый, особеннее, нестандартнее. Зло принимает форму гигантского сенбернара («Куджо»), кукурузного поля («Дети кукурузы»), блондиночки-мутантки («Воспламеняющая взглядом»)… Не случайно литератор делает героями детей и подростков с их обостренным и хрупким мировосприятием. Хочется в этой связи отметить два фильма – «Будь со мной» и «Оно». Это истории компаний подростков, с которыми случились необычные происшествия, на всю жизнь оставившие следы в их психике. В первом случае (экранизация рассказа «Труп») мальчишки организуют поход в лес в поисках мертвеца, якобы там где-то спрятанного. Чувствуется, что один из мальчиков – сам маленький Стивен. Тот, который сочиняет страшилки, чтобы развлечь и испугать своих приятелей. В «Оно» ребята противостоят злу, воплощенному в Клоуне. Этот фильм, кстати, считается одним из самых удачных кинопересказов Кинга.

Интересен также и тот факт, что некоторые из своих произведений ему приходилось переделывать для экранизации, как в случае с «Кэрри», например. И картина Брайана Де Пальмы получилась удачной, имела коммерческий успех.

Спустя три года был экранизирован его роман «Салемс Лот». За постановку взялся небезызвестный Тоб Хупер, еще не оправившийся после успеха «Резни цепной пилой в Техасе». (В Европе сериал вышел в сокращенном варианте.) Затем появилось «Сияние» Стенли Кубрика. Но Стивен Кинг был крайне недоволен сценарием, считая, что в нем ничего не осталось от книги и что режиссер не хотел прислушиваться к его советам… Позже он смешал с грязью и другого «смельчака» (Марка Лестера) за «Воспламеняющую взглядом».

Но писатель утешился экранизацией (по его словам, блистательной) «Мертвой зоны» Дэвидом Кроненбергом с Кристофером Уокеном в главной роли. Актер играет роль профессора, который в результате несчастного случая приобретает дар ясновидения.

Следом вышли «Бегущий человек» с Арнольдом Шварценеггером, «Калейдоскоп ужасов» Джорджа Ромеро, «Кошачий глаз» Льюиса Тига, «Лунатики» Мика Гэрриса и др.

Понося на чем свет стоит Кубрика и Лестера, автор решил «показать.

139

как это надо делать» и сам поставил фильм по собственному сценарию («Максимальное ускорение»), однако опыт оказался неудачным. Тем не менее, имя Кинга эксплуатируется уже в коммерческих целях – даже самые небольшие его рассказы «спасительно» берут в основу длиннющего фильма (например, «Газонокосильщик»), или же используют на глупейшие продолжения, которые во многом проигрывают оригинальной первой части.

Отметим, что во всех экранизациях ужасы переданы в более щадящих красках, тогда как оригинальные произведения намного кровавее и страшнее. Как всякий большой художник, Кинг не может оставаться на месте, он пробует себя в других сюжетах. Покончено с ликантропными причудами (помешательство, при котором больной считает себя волком или другим животным), с чудовищами, уродами, вампирами, инопланетными злодеями и прочей нечистью. В «Темной половине» (с Тимоти Хаттоном в главной роли) происходит столкновение художника с выдуманными персонажами. Протагонистами этой темы были персонажи «Сияния» и «Мизери». Герои всех трех вышеназванных произведений – творцы, которые оказываются один на один с ожившими страницами собственных рукописей. Они встречаются лицом к лицу с потаенным в глубине души вторым «я», погружаются в свое творчество изнутри, борясь уже не с внешними «страшилками», а с самим собой. Из всех экранизаций именно «Темную половину» особенно отмечает Кинг. Не потому ли, что она наиболее точно передает его состояние?

По материалам парижского корпункта «Видео-Асс»

140

Pages: 1 2

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Сайт в Google+