Основные цвета / Primary Colors (1998)
Полнометражный фильм.
Другие названия: «Изо всех сил» / «Mit aller Macht» (ФРГ), «Идеальная пара» / «Perfect Couple» / «パーフェクト・カップル» (Япония).
Великобритания, США, Франция, ФРГ, Япония.
Продолжительность 143 минут.
Режиссёр Майк Николс.
Автор сценария Элейн Мэй по роману Джо Клейна (в титрах как Anonymous) (номинация на «Оскар»).
Композитор Рай Кудер.
Оператор Михаэль Балльхаус.
Жанр: комедия, драма
Краткое содержание
Афро-американец Генри Бертон (Эдриан Лестер), поборов колебания, принимает предложение войти в избирательный штаб Джека Стэнтона (Джон Траволта, номинация на «Золотой глобус»), занимающего пост губернатора одного из южных штатов США. Предстоит очень напряжённая кампания, для начала — в рамках процедуры внутрипартийных выборов. Сам-то Стэнтон верит, что является лучшим кандидатом от демократов.
Также в ролях: Эмма Томпсон (Сьюзан Стэнтон, номинация на премию Европейской киноакадемии), Кэти Бэйтс (Либби Холден, номинации на «Оскар» и «Золотой глобус»), Роб Райнер (Иззи), Билли Боб Торнтон (Ричард Джеммонс), Мора Тирни (Дейзи Грин), Ларри Хэгмэн (Фред Пиккер), Дайан Лэдд (Мамма Стэнтон), Кэролайн Аарон (Люсиль Кауфман), Пол Гилфойл (Говард Фергюсон), Ребекка Уолкер (Мардж Кеннингем), Эллисон Дженни (мисс Уолш), Тони Шалуб (Эдди Рейс).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 20.09.2024
Авторская оценка 7/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Майк Николс и кинодраматург Элейн Мэй имели полное право надеяться на радушный приём своего детища широкой зрительской аудиторией. «Основные цвета: роман о политике», опубликованные издательством Random House в январе 1996-го года, продержались на вершине списка бестселлеров The New York Times девять недель (!), причём пересуды относительно личности автора, указанного на обложке как аноним, лишь подогревали любопытство читателей. Журналист Джо Клейн (идентифицированный специалистами, к слову, достаточно быстро и в итоге переставший отрицать очевидное) опирался на опыт собственного участия в приснопамятной президентской кампании 1992-го. Тогда Биллу Клинтону удалось одержать верх над Джорджем Гербертом Уокером Бушем, рейтинг которого после триумфального завершения Войны в Персидском заливе был феноменально высок. Правда, действие литературного первоисточника, как и экранизации, сосредоточено на событиях праймериз, когда губернатору Арканзаса удалось изящно переиграть искушённых соперников. Перипетии кампании, особенно в части обвинений кандидата в супружеской неверности, прозвучали на редкость актуально на фоне скандала, связанного с Моникой Левински. Тем не менее ажиотажа киноверсия не спровоцировала: кассовые сборы в размере $52,1 млн. позволили окупить менее половины солидного ($65 млн.) производственного бюджета.
Причиной разочаровывающего коммерческого результата стали происки конкурентов, не иначе. Не стану утверждать, будто авторы растратили талант и былой задор. Когда Холден обвиняет чету Стэнтонов в отступлении от идеалов юности, закрадывается устойчивое подозрение, что Элейн адресует аналогичный упрёк Майку, заявившему о себе как об одном из ярчайших новаторов-шестидесятников, однако позже – прочно обосновавшемуся в системе «фабрики грёз». «Основные цвета» отличают скрупулёзное воспроизведение закулисных политических реалий, меткие зарисовски нравов и умонастроений американцев периода после завершения «холодной войны», наконец, не лишённые глубины язвительные выпады. Тот факт, что фильму не присущ всё-таки горький пафос таких кинопроизведений, как «Самый достойный» /1964/ и «Кандидат» /1972/, как раз объясняется достигшей в девяностые апогея верой в потенциал демократии западного типа, победой над социализмом якобы доказавшей свои неоспоримые преимущества. Вот только перечисленные достоинства основательно померкли в свете выхода (всего несколькими месяцами ранее) убийственной, разоблачающей сатиры «Плутовство» /1997/.
Увы, хочешь не хочешь приходится констатировать: Барри Левинсон (заметим, тоже взявший за основу популярную за океаном книгу) зрел в корень – в отличие от скользившего по поверхности Николса. Что уж удивляться тому, что Клинтон пришёл от картины в восторг – и даже пригласил Джона Траволту1, так здорово воспроизведшего его манеры, на вечеринку; актёру хватило такта отказаться. Вместе с тем нельзя не отдать должного режиссёру в умении схватывать текущее положение вещей, чувствовать запросы момента, что по прошествии значительного времени видится ещё важнее. Либби совершает акт суицида, тем самым вынуждая Джека поступить правильно (а не в соответствии с привычной прагматичной логикой), что под занавес признаёт даже молодой идеалист Генри Бертон. Но… минёт четверть века – и факты, подобные тем, что компрометировали Фреда Пикера, вынудив губернатора добровольно сойти с предвыборной гонки, никого в США, мягко говоря, не шокируют. Теперь-то и обнаружение пакетика с кокаином в стенах Белого дома не становится поводом для объявления президенту импичмента! Воистину всё познаётся в сравнении. Умный популист и коварный соблазнитель Стэнтон, велеречивый, в совершенстве овладевший искусством лжи (у нас бы сказали – «вешания лапши на уши»), научившийся ловко манипулировать людьми из разных социальных, этнических, возрастных групп, покажется далеко не худшим главой государства в истории. В политике основные цвета имеют тенденцию меняться – и не всегда в лучшую сторону.
.
__________
1 – Приглашённого продюсерами после того, как в проекте не смог принять участие Том Хэнкс, проявлявший интерес к роли.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Добавить комментарий