Пелле-завоеватель / Pelle erobreren / Pelle Erövraren (1987)
Полнометражный фильм (премии «Оскар», «Золотой глобус» и «Золотая пальмовая ветвь» Каннского МКФ, номинация на «Сезар»).
Другие названия: «Пелле-Завоеватель» (вариант написания названия), «Пелле-завоеватель» / «Pelle the Conqueror» (международное англоязычное название).
Дания, Швеция.
Продолжительность 157 минут.
Режиссёр Билле Аугуст.
Авторы сценария Билле Аугуст, Пер Улов Энквист, Бьярне Ройтер по роману Мартина Андерсена-Нексё.
Композитор Стефан Нильсон.
Оператор Йорген Перссон.
Жанр: драма
Краткое содержание
Престарелый вдовец из Швеции Лассефар Карлссон (Макс фон Сюдов, номинация на «Оскар» и особое упоминание жюри Каннского МКФ), предпочитающий, чтобы его звали Лассе, приплывает вместе с юным отпрыском Пелле (Пелле Хвенегаарл) в Данию, на остров Борнхольм, в поисках лучшей доли. Отец с сыном устраиваются батраками к зажиточному землевладельцу Конгструпу (Аксель Стробье), но ничто не обещает лёгкого и беззаботного существования.
Также в ролях: Эрик Пааске (управляющий), Бьорн Гранат (Эрик), Астрид Виллауме (фру Конгструп), Троэльс Асмуссен (Руд), Кристина Торнквист (Анна), Карен Вегенер (фру Ольсен), Софи Грабол (йомфру Сине), Ларс Симонсен (Нильс Коллер), Бустер Ларсен (Оле Коллер), Джон Уиттинг (школьный учитель).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 19.12.2014
Авторская оценка 8/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Членов выборных комиссий, на чьи плечи была возложена обязанность отобрать произведения для включения в «Культурный канон», впору заподозрить в ангажированности. В почётный перечень попали сразу две экранизации прозы Мартина Андерсена-Нексё1 – однако работы самого писателя (в соответствующем разделе) отсутствуют! Датчане волей-неволей подтвердили верность старой истины о том, что нет пророка в своём отечестве, не сумев восстановить историческую справедливость по отношению к выдающемуся литератору и общественному активисту. Что уж удивляться тому, что к роману «Пелле-завоеватель» (впервые опубликован на страницах периодической печати в 1906-10-х годах) обратился на телевидении, опередив Аугуста, Петер Штайнке – режиссёр из ГДР. Из той страны, где Андерсен-Нексё нашёл пристанище после окончания Второй мировой войны, изгнанный с Родины за антифашистскую деятельность и пропаганду коммунистических идей… Впрочем, нельзя не признать, что и для Билле проект оказался из тех, что уготованы художнику – иначе не скажешь! – самой судьбой.
Знаменательных стечений обстоятельств действительно много. Например, то, что юного исполнителя заглавной роли, дебютанта (он продолжит сниматься в кинематографе и на ТВ после значительного перерыва), зовут Пелле – не совпадение: родители дали мальчику имя именно в честь персонажа книги. А режиссёр начал обстоятельно осмысливать разные аспекты процесса взросления ребёнка и формирования его мировоззрения под воздействием окружающей реальности ещё в ранних, принёсших известность постановках. Наконец, для великого Макса фон Сюдова (познавшего заслуженный триумф и, по сути, заново открытого во многих странах) роль Лассе стала продолжением темы, так пронзительно прозвучавшей в дилогии Яна Труэля о тяжкой участи семьи шведских эмигрантов в Америке, куда, к слову, обращает взор и Карлссон-младший, разочаровавшись в несуществующем датском раю. Но помимо того исключительного значения, что «Пелле-завоеватель» имел в творчестве создателей, фильм (кстати, не случайно выделенный членами накануне основанной Европейской киноакадемии) на редкость точно отразил важные общественные тенденции, набиравшие силу в Старом Свете, демонстрировавшем тогда готовность к культурному – вслед за государственным – единению.
Билле Аугуст отказался от стилистических изысков и избыточного уклона в психологизм не только из-за необходимости найти кинематографический эквивалент манере писателя, созвучной натурализму, хотя и уже содержавшей многие черты социалистического реализма. Было необходимо напомнить – в свете крепнувшей за «железным занавесом» «перестройки» и агрессивного навязывания миру либеральных ценностей США и Великобританией – о достижениях, принесённых т.н. скандинавской (или нордической) моделью. Участь Карлссонов, покинувших родные края и, кажется, не надеющихся на личное счастье (Лассефар впадает в отчаяние, узнав о возвращении мужа-моряка к женщине, с которой, считавшей себя вдовой, завязал интимные отношения), должно послужить напоминанием о «прелестях» свободного рынка и конкуренции, когда верховенствуют нужда и право сильного. И даже эксплуатация человеком человека (в чём особенно преуспел хозяин поместья, не допускающий мысли, что за причинённые другим людям страдания придётся рано или поздно расплачиваться) является лишь средством. Пелле действительно становится завоевателем – получает по рекомендации фру Конгструп место помощника управляющего и, как следствие, возможность поквитаться со всеми обидчиками и существовать отныне в достатке, не ведая материальных лишений, но… что-то вынуждает парня отказаться от щедрого предложения. Ничего удивительного, что симпатии авторов оказываются всецело на стороне юного героя, нашедшего в себе силы не принять насаждаемые средой устремления и правила поведения, сохранить достоинство и независимость во взглядах, а главное, не желающего довольствоваться малым и преходящим – стремящегося к самосовершенствованию и постижению необъятного мира. Режиссёр словно взялся (и в значительной степени преуспел в том!) насытить новым, актуальным подтекстом старый Марксов тезис о гармоничном развитии личности, служащем залогом развития общества в целом. И был услышан – но, к сожалению, не там, где его предупреждения звучали актуальнее всего.
.
__________
1 – Другой стала киноверсия его, пожалуй, самого признанного литературного труда «Дитте – дитя человеческое», увидевшая свет ещё в 1947-м году.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Материалы о фильме:
Видеоклуб // Ровесник. – 1990, № 4. – С. 31.
Билли-завоеватель // Новости видео. – 1990, № 05. – С. 2.
Материалы о фильме (только тексты)
Добавить комментарий