Первый мститель: Противостояние / Captain America: Civil War (2016)
Другие названия: «Капитан Америка: Гражданская война» (вариант перевода названия), «Капитан Америка: Падший сын» / «Captain America: The Fallen Son», «Капитан Америка 3» / «Captain America 3» (рабочие названия), «Капитан Америка 3: Змеиное общество» / «Captain America: Serpent Society», «Спутник» / «Sputnik» (фальшивые рабочие названия), «Капитан Америка: Гражданская война 3D» / «Captain America: Civil War 3D» (США: версия в 3D).
США.
Продолжительность 147 минут.
Режиссёры Энтони Руссо, Джо Руссо.
Авторы сценария Кристофер Маркус, Стивен МакФили на основе комиксов Marvel Джо Саймона и Джека Кирби, а также (без указания в титрах) книги комиксов «Гражданская война» Марка Миллара и Стивена МакНайвена.
Композитор Генри Джекман.
Оператор Трент Опалок.
Жанр: фильм действия, приключенческий фильм, научная фантастика
Краткое содержание
Деятельность команды Мстителей, приносящая — наряду с нейтрализацией серьёзных угроз — колоссальные материальные убытки и гибель случайных людей, вызывает обеспокоенность мировой общественности. Так называемый «Зоковианский договор», разработанный Организацией объединённых наций, должен наложить ограничения на их деятельность. Тони Старк (Роберт Дауни-мл.) вместе с частью соратников соглашается подписать документ. А вот Стив Роджерс (Крис Эванс) выступает резко против. Кто из них окажется прав?
Также в ролях: Скарлетт Йоханссон (Наташа Романофф / Чёрная вдова), Себастиан Стэн (Джеймс «Баки» Барнс / Зимний солдат), Энтони Маки (Сэм Уилсон / Сокол), Дон Чидл (полковник Джеймс «Роуди» Роудс / Воитель), Джереми Реннер (Клинт Бартон / Соколиный глаз), Чедвик Боузман (Т’Чалла / Чёрная пантера), Пол Беттани (Вижен), Элизабет Олсен (Ванда Максимофф / Алая ведьма), Пол Радд (Скотт Лэнг / Человек-муравей II), Эмили Ванкэмп (Шэрон Картер), Том Холланд (Питер Паркер / Человек-паук), Фрэнк Грилло (Брок Рамлоу / Кроссбоунс), Уильям Хёрт (Государственный секретарь США Таддеус Росс), Даниэль Брюль (полковник Гельмут Земо), Джон Слэттери (Говард Старк), Керри Кондон (П.Я.Т.Н.И.Ц.А., озв.), Мартин Фримен (Эверетт К. Росс), Мариса Томей (Мэй Паркер), Джон Кани (король Т’Чака), Хоуп Дэвис (Мария Старк), Джин Фарбер (Василий Карпов), Флоренс Касумба (Айо), в эпизодах Элфри Вудард (Мириам Шарп), Стэн Ли (почтальон), Энн Руссо (жена Гельмута Зимо, озв.).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 25.11.2020
Авторская оценка 6/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Выбрав в своё время (не столько из идеологических, сколько из банальных коммерческих соображений) локализованным названием ленты Джо Джонстона вариант «Первый мститель» – вместо пафосного «Капитана Америки», российские прокатчики оказались заложниками ситуации. Для продолжения пришлось придумывать подзаголовок «Другая война» – видимо, в надежде, что заложенный кинематографистами намёк на «северную» страну Россию (как-никак «Зимний солдат»!) прозвучит не столь очевидно. Но гораздо хуже – что для новой постановки Энтони и Джо Руссо не подобрали ничего лучше безликой характеристики «Противостояние». А ведь для братьев-режиссёров и кинодраматургов Кристофера Маркуса со Стивеном МакФили было принципиально подчеркнуть, что смута в рядах Мстителей сродни гражданской войне. Кратковременный (кратковременный ли?) раздор бывших товарищей грозит обернуться катастрофой планетарного масштаба, если даже их акции по предотвращению бедствий (как местного происхождения, так и внеземной природы) не обходились без побочного урона и нечаянных жертв… Это становится, по сути, лейтмотивом очередного сиквела, запустившего так называемую третью фазу Кинематографической вселенной Marvel.
Конечно, «геополитический» аспект картины является крайне сомнительным. Фантазёры с «фабрики грёз» сочинили целую мифологию, связанную с промывкой мозгов пленным американцам за «железным занавесом» и их обратной засылкой в США, которую теперь, в эпоху развитого постмодернизма, используют по второму кругу. Неслучайно же Тони Старк называет многострадального Баки «маньчжурским кандидатом», а бункер с законсервированными «зимними солдатами» находится далеко в Сибири… Да и ключевая дата из прошлого (16-е декабря 1991-го) выбрана, надо полагать, не без такого умысла, чтобы у мало-мальски образованных зрителей возникали ассоциации с одним из самых крупных и трагических событий XX века – развалом СССР. Не обходится и без совсем примитивных клише – во флешбэке, где Барнс участвует в жестоких тренировках (естественно, где-то за решёткой) под наблюдением небритого офицера в бордовом берете и с огромными пятиконечными звёздами на погонах. Другое дело, что «самый элитный отряд смерти» («… больше убийств, чем в истории ГИДРы») оказывается ложной приманкой – своеобразным хичкоковским макгаффином. На поверку главная угроза не уходит так глубоко корнями в былое.
Впрочем, даже с поправкой на спорность идеологического посыла не могу не признать определённого прогресса: несмотря на увеличение хронометража, интерес не падает на протяжении всего сеанса – и в этом смысле впечатляющие коммерческие показатели1 как раз не удивляют. Если в «Мстителях» /2012/ коллизии подпитывались трениями между членами одной команды, претендующими на звание неформальных лидеров, то теперь поклонников ожидал другой, не менее любопытный сюрприз. Супергерои разделились на две группы, причём обоим лагерям удалось заручиться поддержкой новых соратников: кто-то (в первую очередь Чёрная пантера) включился в борьбу по собственной инициативе, а, скажем, Человека-паука Старку пришлось рекрутировать лично. Как следствие, противостояние примерно равных (и по количеству участников, и по имеющимся сверхъестественным возможностям) сторон удалось на славу! Правда, творцы с «фабрики грёз» оказались в своём репертуаре – и завершением стала схватка трёх личностей. Если сделать над собой усилие и поверить в немного наивную мотивацию поступков действующих лиц, при всех своих способностях (включая незаурядный интеллект, как у Тони) поддающихся манипуляции и потом с умным видом рассуждающих на морально-этические темы, зрелище покажется вполне достойным.
.
__________
1 – Общемировых кассовых сборов в размере $1,15 млрд. хватило с лихвой, чтобы перекрыть производственные затраты ($250 млн.) вкупе с расходами на рекламу.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Добавить комментарий