Петровка, 38 / Petrovka, 38 (1980)

Петровка, 38 / Petrovka, 38 (1980): постерПолнометражный фильм.

Другое название: «Петровка, 38» / «Petrovka, 38» (международное англоязычное название).

СССР.

Продолжительность 88 минут.

Режиссёр Борис Григорьев.

Автор сценария Юлиан Семёнов по своему роману.

Композитор Георгий Дмитриев.

Оператор Игорь Клебанов.

Жанр: криминальный фильм, детектив

Краткое содержание
Генерал-лейтенант милиции (Николай Ерёменко) экстренно формирует оперативную группу в составе полковника Алексея Садчикова (Георгий Юматов), майора Владислава Костенко (Василий Лановой) и старшего лейтенанта Валентина Рослякова (Евгений Герасимов) для расследования особо важного уголовного дела. Убит участковый, а затем — совершена серия ограблений с применением похищенного табельного оружия. В налёте на сберкассу оказывается замешан старшеклассник Лёнька Самсонов (Александр Егоров). Благодаря ему сыщикам удаётся выйти на главных подозреваемых: Константина Назаренко (Александр Никифоров), известного как «Чита», Александра Ромина (Михаил Жигалов), он же «Сударь», и таинственного «Прохора» (Николай Крюков).

Также в ролях: Людмила Нильская (Алёна), Григорий Лямпе (Арно), Юрий Волков (Алексей Самсонов), Валентина Титова (Людмила Самсонова), Вацлав Дворжецкий (Лев Иванович), Юрий Катин-Ярцев (Григорий Иванович), Владимир Качан (Гаврилов), Владимир Смирнов (следователь в столовой), Герман Качин (Харитонов), Юрий Саранцев (Харитонов, озв.), Андрей Юренев (Молочков), Елизавета Кузюрина (сожительница Прохора), Борис Григорьев (хирург), Юлия Цоглин (Галина Садчикова), Манефа Соболевская (Ямщикова), Татьяна Гаврилова (Надежда), Григорий Патлас (Иван Шрезель), Елена Морозова (внучка хозяйки дома Прохора, в титрах как Женя Григорьева).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 05.01.2022

Авторская оценка 7/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Петровка, 38 / Petrovka, 38 (1980): кадр из фильма
С чистыми руками

Борис Григорьев обратился к прозе Юлиана Семёнова ещё во второй полнометражной постановке, и картина «Пароль не нужен» /1967/ пользовалась неплохим зрительским спросом. Однако на съёмках советско-венгерского фильма «Держись за облака» /1971/ возникли серьёзные творческие разногласия между режиссёром (точнее, сорежиссёром, с Петером Сасом) и писателем, потребовавшим изъятия своего имени из титров. К счастью, это не помешало дальнейшему сотрудничеству двух одарённых личностей. Мало того, автор собственноручно адаптировал в сценарий роман «Петровка, 38» /1963/, некогда принёсший ему всесоюзное, если не международное1, признание. Текст, конечно, подвергся кое-какой переработке: что-то не отвечало кинематографической специфике, а некоторые элементы (включая не очень обоснованные, на мой взгляд, выпады в адрес Лаврентия Берии) уже явно не соответствовали духу времени. Тем не менее киноверсия получилась отличной, а достигнутые показатели (53,4 миллиона проданных билетов!) впечатляют и по меркам 1980-го года, когда вышло сразу несколько отечественных суперхитов.

Петровка, 38 / Petrovka, 38 (1980): кадр из фильма
Таким не уйти от закона

С одной стороны картина продолжает славные традиции кинопроизведений о милиции – и даже финал со страстным монологом майора Костенко, бросающего Прохору в лицо всё, что думает о подлом преступнике, замаранном пособничеством нацистам2, не кажется чересчур пафосным. Понятно, зачем потребовалось приглашение Георгия Юматова и Василия Ланового, прочно ассоциировавшихся в сознании массового зрителя с героическими образами. Но с другой – сложно не поразиться (особенно ретроспективно) тому, как ловко авторы усвоили находки и открытия, накопленные жанром в международном масштабе. Допустим, эпизод преследования угнавшего такси «Сударя» по московским улицам и подворотням сопоставим по эффектности, напряжённости и сложности исполнения со знаменитыми погонями из голливудских боевиков «Буллит» /1968/ и «Французский связной» /1971/. С не меньшим удовлетворением отмечаешь про себя оригинальные решения (с упором на выразительные детали) оператора Игоря Клебанова, включая применение скрытой камеры в сцене выслеживания «Читы» в толпе, раскованный монтаж, точно и подчас не без иронии выписанные характеры. Начиная с пролога, когда телефонистки принимают звонки граждан, поступающих по номеру 02, Григорьев задаёт верный тон повествования, делая ставку не столько на детективную интригу как таковую, сколько на сочетание обстоятельного погружения в социальную среду (благо Семёнову не откажешь в наблюдательности!) с аутентичным, почти протокольным воссозданием будней сотрудников уголовного розыска. Любопытно, что Борис воплотил образ хирурга, отчаянно борющегося за жизнь раненого Рослякова, а в роли девочки, которую Аверьян Прохорович берёт в заложницы, отметилась его дочка Женя, впоследствии, сменив имя и фамилию (станет Еленой Саввичной Морозовой), получившая на актёрском поприще определённую известность.

.

__________
1 – В частности, под впечатлением от прочтения восторженное письмо коллеге написал Жорж Сименон.
2 – Мотив получит развитие в третьем романе литературного цикла, блестяще экранизированном Семёном Арановичем уже на телевидении.

Прим.: рецензия публикуется впервые



Материалы о фильме:
Карцева Елена. Убийство для отвлечения // Видео-Асс Премьер. – 1996, № 33. – С. 133.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Сайт в Google+