Пила. Игра на выживание / Saw (2004)
Другие названия: «Пила» / «Ножовка» / «Смотрел» (варианты перевода названия), «Конструктор» / «Пазл» / «Ажурная пила» / «Jigsaw» (рабочее название).
США.
Продолжительность 103 минуты.
Режиссёр Джеймс Ван.
Автор сценария Джеймс Ван по сюжету Джеймса Вана и Ли Уоннелла.
Композитор Чарли Клоузер.
Оператор Дэвид Э. Армстронг.
Жанр: фильм ужасов, детектив, триллер
Краткое содержание
Молодой фотограф по имени Адам (Ли Уоннелл) приходит в себя, едва не захлебнувшись водой, и обнаруживает, что находится в заброшенной ванной комнате — и что прикован цепью к трубе. Вскоре он замечает там ещё одного человека — доктора Лоуренса Гордона (Кэри Элвес). Что нужно от них неизвестному похитителю? Удастся ли найти способ выбраться из западни?..
Также в ролях: Дэнни Гловер (детектив Дэвид Тэпп), Кен Люн (детектив Стивен Синг), Дина Мейер (Керри), Майк Баттерс (Пол), Пол Гутрехт (Марк), Майкл Эмерсон (Зеп Хиндл), Бенито Мартинес (Бретт), Шоуни Смит (Аманда), Макензи Вега (Дайана Гордон), Моника Поттер (Элисон Гордон), Нед Беллами (Джефф), Тобин Белл (Конструктор), в эпизоде Орен Куолес (жертва, без указания в титрах).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 17.04.2021
Авторская оценка 7/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Появление данного фильма, а прежде всего неожиданно последовавший (приятно удививший руководство компании-дистрибьютора Lions Gate Films, изначально намеревавшееся ограничиться релизом на видео) коммерческий триумф1 лишний раз подтверждает правоту Андрея Тарковского, вложившего в уста своего Альтер-эго слова о том, что «книга – это поступок». Джеймс Ван и Ли Уоннелл позднее признавались, что черпали вдохновение в ночных кошмарах, снившихся им ещё в детстве. Да и тот факт, что заявкой в теме послужила одноимённая короткометражка, снятая годом ранее, косвенно свидетельствует о важности для соавторов (навязчивости?) мотивов, столь устрашающе прозвучавших в ленте. Разумеется, «Пила» (в российском прокате всё-таки напрасно присвоили «поясняющий» подзаголовок «Игра на выживание»), появившаяся на свет почти исключительно благодаря энтузиазму создателей, покоряет и сугубо кинематографическим мастерством. Иезуитски изощрённая интрига, когда ключ к пониманию текущей ситуации, кажущейся безысходной, практически не оставляющей надежд, находится в прошлом (обстоятельства восстанавливаются буквально по кусочкам), завораживает! В одном из кадров неизвестный похититель, вылезающий из салона автомобиля, приобретает внешнее сходство с пауком, осторожно подкрадываясь к очередной жертве. Ассоциацию усиливает и ловушка, подстроенная для пытавшегося совершить акт суицида Пола, из которой тот может выбраться, лишь преодолев преграду из колючей проволоки. И всё же куда страшнее – сотканная маньяком «паутина времени», в которую с неизбежностью и фактически без шансов на спасение попадают все, кто так или иначе, по долгу службы или просто в силу стечения обстоятельств, связан с таинственным Конструктором…
Впрочем, даже столь сложный и новаторски выстроенный сюжет, словно подчинённый «безупречной» логике гения-психопата (это позже, в сиквелах, его маниям взялись давать рациональное объяснение), едва ли произвёл бы необычайно сильное впечатление без идеального соответствия отдельных эпизодов общей череде событий. Если Уоннелл ещё и показал себя отличным актёром, не уступив опытным коллегам2, то Ван – поразил точным, выверенным ритмом и умением выстроить композицию каждого отдельного кадра. В известном смысле режиссёр уподобился самому Конструктору, продумавшему до мельчайших нюансов картину преступления, когда оставленные потенциальным жертвам ножовки являются ‘пазлами’ (а слово «jigsaw» можно перевести и так) в разгадываемой головоломке. Отсутствие средств на визуальные эффекты не ограничило бурную фантазию кинематографистов, сумевших вызвать у зрителя, ощущающего абсолютную беспомощность, глубинное, непреодолимое чувство страха. А не только отвращение, неизбежно возникающее из-за ряда натуралистичных подробностей, сведённых к необходимому минимуму (опять же – в отличие от продолжений).
Естественно, замысел не родился (да и не мог родиться!) на пустом месте. Создатели ленты и не отрицают влияния, оказанного предшественниками из разных стран: от Альфреда Хичкока до Дарио Ардженто – маэстро джалло, пробирающие до дрожи мелодии из которых вспоминаются, когда звучит музыкальный лейтмотив, сочинённый Чарли Клоузером. Вместе с тем Джеймсу из самого этого факта удалось извлечь дополнительный художественный результат. Вынесенное в название слово может быть переведено не только как ‘пила’ (что вызывает ассоциации с кровавыми хоррорами Тоуба Хупера и Сэма Рэйми), но и совершенно иначе – ‘смотрел’. И тогда Конструктор, манипулирующий другими людьми, проходящими через жестокие испытания («игры») и терпящими адовы муки, с помощью электронных средств слежения, оказывается ланговско—пауэлловским типом. Он предпочитает до последнего оставаться в тени, ограничиваясь записанными на плёнку обращениями или иногда – посылая от своего имени мерзкую куклу Билли, но ни на секунду не ослабляет контроль за происходящим. Таким образом, экранные деяния убийцы, технически, как проницательно замечает доктор Гордон, не являющегося убийцей, помогают вскрыть наиболее неприглядную – вуайеристскую – сторону кинематографа. Кинематографа и заодно – человеческой натуры.
.
__________
1 – Общемировые кассовые сборы в размере $103,9 млн. (при производственном бюджете порядка $1-1,2 млн.) стали предметом истовой зависти конкурентов.
2 – Включая знаменитого Дэнни Гловера, изобразившего детектива Тэппа, напарнику которого, увы, повезло гораздо меньше, чем гибсоновскому Риггзу.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Добавить комментарий