Пираты / Pirates (1986)
Полнометражный фильм.
Другие названия: «Пираты» Романа Поланского» / «Roman Polanski’s Pirates» (международное англоязычное название).
Франция, Тунис.
Продолжительность 121 минута.
Режиссёр Роман Полански.
Авторы сценария Жерар Браш, Роман Полански, Джон Браунджон.
Композитор Филипп Сард.
Оператор Витольд Собоциньский.
На премию «Оскар» номинировался Энтони Пауэлл (художник по костюмам).
Премии «Сезар» получили Пьер Гюффруа (художник-постановщик), Энтони Пауэлл (художник по костюмам).
Жанр: приключенческий фильм, комедия, семейный фильм
Краткое содержание
1659-й год. Капитан Томас Бартоломью Ред (Уолтер Маттау) уже собирался с отчаяния съесть преданного юного помощника Жана-Баптиста по прозвищу «Лягушонок» (Крис Кэмпион, номинация на «Сезар»), с которым оказался где-то посреди Атлантического океана на плоту, но, по счастью, на горизонте появился испанский галеон Neptune. Скрыв, что являются пиратами (выдав себя за жертв морских разбойников), они попадают в команду простыми матросами. Ред узнаёт, что в трюме корабля перевозится трон правителя ацтеков Катапека Анахуака, сделанный из чистого золота, и с этого момента не может думать ни о чём, кроме как — заполучить беценное сокровище.
Также в ролях: Дэмиен Томас (Дон Альфонсо де ла Торре), Олу Джейкобс (Бумако), Ферди Мейн (капитан Линарес), Дэвид Келли (хирург), Тони Пек (испанский офицер), Ричард Дьё (испанский офицер), Шарлотта Льюис (Мария-Долорес де ла Хения де ла Кальде), Роджер Эштон-Гриффитс (Мунхед), Рой Киннер (голландец).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 22.09.2018
Авторская оценка 7/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Роман Полански вынашивал замысел фильма на протяжении долгих лет, начиная с середины 1970-х, когда (отчасти под впечатлением от совместной работы над «Китайским кварталом» /1974/) мечтал доверить ведущую партию Джеку Николсону, а самолично – предстать в обличии бедового «Лягушонка». Тогда проект реализовать не удалось, в том числе – из-за неконструктивного настроя прославленного актёра, хотевшего настолько большой гонорар, что… не смог озвучить конкретную сумму. Однако Романа не остановили даже уголовное преследование (к слову, Шарлотту Льюис, заявившую, что роль невинной аристократки-заложницы досталась ценой… сексуального насилия со стороны режиссёра, позднее также привлекли в качестве свидетельницы) и вынужденное бегство из США в Европу. Не без труда, но всё же удалось найти колоссальные (разросшиеся с $15 млн., озвучивавшихся студии Paramount Pictures, до $40 млн.!) средства, в значительной степени – обеспеченные состоятельным продюсером родом из Туниса Тараком Бен Аммаром, и претворить мечту в жизнь. И ведь в тщательности проведённой работы сомневаться не приходится. Галеон, к постройке которого по старым чертежам привлекли более двух тысяч итальянских скульпторов и мальтийских кораблестроителей, действительно стал украшением набережной Канн, куда прибыл (в канун очередного международного кинофестиваля) в рамках рекламной кампании. Другое дело, что оглушительно громкое, точно в трюме взорвались бочки с порохом, коммерческое фиаско, сыграло с «Нептуном» злую шутку: лишь спустя 16 лет судно переправили в гавань близ Генуи, сделав музеем. Особенно досадно, что из $6,3 млн. кассовых сборов (львиная доля, вероятно, пришлась на Францию, где аудитория составила свыше 1,9 млн. человек) заокеанский кинопрокат принёс всего $1,6 млн.: возможности компании Cannon Film Distributors оказались весьма и весьма скромными.
Из всего изложенного выше легко поддаться заблуждению, что Роман – подобно многим коллегам – решил вернуться к одному из подзабытых романтических воспоминаний детства или юности. Но иллюзии развеиваются в первые же несколько минут экранного времени, заставляя убедиться, что картина является в лучшем случае аналогом его искромётного «Бала вампиров» /1967/ – с поправкой на то, что объектом высмеивания избраны бесчисленные приключенческие ленты про дерзких пиратов. И это – именно в лучшем, самом невинном случае… Всё-таки постановщик не был бы самим собой, если б ограничился сугубо пародийными задачами подобно, скажем, Мелу Дамски, накануне взявшемуся поглумиться над жанром в «Жёлтой бороде» /1983/, призвав в сообщники когорту прославленных британских и голливудских комиков. Даже отрастивший бороду Уолтер Маттау играет в более жёсткой и желчной, чем обычно (привычная самоирония уступила место безудержному сарказму!), манере. Насыщая действие ёрническими отсылками к классическим кинопроизведениям1, не забывая ни о лихих сражениях (поединки на саблях, взятие корабля на абордаж, пушечные дуэли и т.д.), ни об интриге, связанной с личностью упорного, никогда не отступающегося капитана, авторы тем не менее явственно дают понять: всё это не является главным. Полански и кинодраматург Жерар Браш, никогда не отрицавшие пристрастия к мрачным сюрреалистическим деталям, к представлению реальности чуть ли не в духе абсурдизма, не скрывают своих симпатий к прожжённому, смекалистому авантюристу и цинику, которому непомерная алчность не мешает, когда нужно, воодушевлять других на безумные подвиги. Ближе к финалу «Пираты» и вовсе приобретают черты безотрадной притчи о бессмысленности, заведомой обречённости попыток перехитрить Рок, о неизбежном – рано или поздно – возвращении всего на круги своя. Чем не пример следования художником излюбленной, почти навязчивой тематике? Чем не рассказ об очередном жильце, вечно пребывающем в тупике и оттого – не ведающем иного состояния, кроме онтологического отвращения?!
.
__________
1 – От чаплинской «Золотой лихорадки» /1925/ и собственного полнометражного дебюта «Нож в воде» /1962/, где напряжённая ситуация возникла, как помним, на яхте.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Добавить комментарий