Планета обезьян / Planet of the Apes (2001)

Планета обезьян / Planet of the Apes (2001): постерПолнометражный фильм.

Другие названия: «Возвращение обезьян» / «Return of the Apes» (США: рабочее название), «Посетитель» / «Визитёр» / «The Visitor» (США: рабочее название).

США.

Продолжительность 119 минут.

Режиссёр Тим Бёртон.

Авторы сценария Уильям Бройлес-мл., Лоуренс Коннер, Марк Розенталь по роману Пьера Буля

Композитор Дэнни Элфман.

Оператор Филипп Руссело.

Жанр: фильм действия, приключенческий фильм, научная фантастика, триллер

Краткое содержание
2029-й год, персонал космической станции «Оберон» наблюдает редкое явление — обширную электромагнитную аномалию, из-за которой прерывается связь с модулем с шимпанзе по кличке Перикл на борту. Капитан Лео Дэвидсон (Марк Уолберг) направляется на помощь своему любимцу, однако терпит аварию и совершает вынужденную посадку на неизвестной планете. На планете, где, как вскоре выясняется, правят разумные говорящие обезьяны, ведущие охоту, точно на опасных зверей, на людей.

Также в ролях: Тим Рот (Тэйд), Хелена Бонем Картер (Эри), Майкл Кларк Дункан (Аттар), Пол Джаматти (Лимбо), Эстела Уоррен (Даена), Кэри-Хироюки Тагава (Крулл), Дэвид Уорнер (Сандар), Крис Кристофферсон (Каруби), Эрик Эйвери (Тивал), Лукас Эллиот Эберл (Бирн), Эван Парк (Гуннар), Гленн Шэдикс (сенатор Надо), Лайза Мэри (Нова), в эпизодах Рик Бейкер (старая обезьяна, без указания в титрах), Линда Харрисон (женщина в повозке, без указания в титрах), Чарлтон Хестон (Зайус, без указания в титрах), Джесси Кристофферсон (голодный человек, без указания в титрах)

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 07.11.2014

Авторская оценка 7/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Планета обезьян / Planet of the Apes (2001): кадр из фильма
Визитёр

Если в первой, классической экранизации романа Пьера Буля астронавт оказывался на неизвестной планете после долгих лет скитаний по космосу в состоянии анабиоза, то капитан американских ВВС не успевает толком понять (проходят считанные минуты!), что произошло – и куда электромагнитная буря занесла пилотируемый им модуль. Если Джордж Тэйлор со товарищи реагировали на обстановку очень болезненно и эмоционально, то Лео Дэвидсон сохраняет поразительное хладнокровие. Если в финале у Франклина Дж. Шеффнера выяснялось, что пункт назначения космических путешественников был отправной точкой, то на сей раз тайна грядущего Земли иная… Есть и другие важные отличия1 – но и этих, в принципе, достаточно, чтобы воспринимать новую «Планету обезьян» в качестве самостоятельного произведения, пусть и восходящего к знакомой концепции. Поклонники оригинала, вероятнее всего, останутся недовольны привнесёнными изменениями, поскольку наверняка ждали всего лишь более совершенную в техническом отношении версию любимого фильма, – и даже вряд ли обрадуются тому обстоятельству, что вольный римейк ближе к литературному первоисточнику. Но Тим Бёртон, неоднократно признававшийся в искренней любви к жанровым достижениям «фабрики грёз» в целом и не в последнюю очередь – именно в научной фантастике, всё-таки неизменно доказывает, что смотрит, образно говоря, в будущее, не в прошлое. Максимум, что позволил себе режиссёр-уникум, – пригласить Линду Харрисон (исполнительницу роли прекрасной Норы) на эпизодическую роль женщины в повозке, а Чарлтону Хестону доверить воплотить образ лорда Зайуса, благословляющего сына на тотальное истребление представителей вида Homo sapiens. Заметим мимоходом, что эпизод не просто оказался одним из самых драматичных и выразительных, но и стал особого рода ответом «звезды» хулителям – например, Майклу Муру, настойчиво допытывавшемуся у престарелого актёра и президента Национальной стрелковой ассоциации о его отношении к трагическим событиям в школе «Колумбайн».

Планета обезьян / Planet of the Apes (2001): кадр из фильма
Узурпатор власти

Само по себе это, разумеется, не защищает кинематографистов от всяческой критики. Ещё у Шеффнера смущало, что Тэйлор не задумывается над тем, почему обезьяны общаются на человеческом языке. Кинодраматурги Уильям Бройлес-мл., Лоуренс Коннер и Марк Розенталь идут дальше, позволяя разговаривать по-английски ещё и тамошним людям. Ближе к развязке этот аспект проясняется, но… слабо верится, что опаснейшие хищники Земли, не утратив мыслительных способностей и навыков связной речи, сдали позиции поумневшим приматам и опустились до уровня беззащитных дикарей. Тонкость замысла заключается в том, что Лео Дэвидсон, чьё явление с небес, укладывающееся в местное пророчество, вызывает отдалённые библейские ассоциации (фамилия звучит, почти как «сын Давида»), не прилагает видимых усилий, чтобы прослыть мессией или хотя бы предводителем спонтанного восстания против тирании. Он всего-навсего лелеет робкую надежду сбежать из плена и вернуться на родную планету… Притом что Тим Рот, переигравший множество нехороших и агрессивно настроенных личностей, никогда не был так устрашающе свиреп (быть может, не благодаря превосходному гриму Рика Бейкера, а вопреки радикальному изменению внешности!), как в обличии генерала Тэйда. Однако от ниспосланной свыше судьбы действительно не уйти – и можно лишь по наивности всё списать на цепь случайностей, которую породил редкий природный феномен, создавший пространственно-временной парадокс. Постановщик не решается, следуя примеру предшественника, насытить действие прямыми отсылками к современности, но «Планета обезьян» как никакая другая его картина вобрала подспудные страхи эпохи. Дорогостоящие спецэффекты, преображение актёров и даже эпическое кульминационное противостояние2 запоминаются, как ни странно, хуже, чем это сложно выразимое словами ощущение тревоги за нашу общую участь. Словно реализовавший проект (между прочим, разрабатывавшийся разными режиссёрами дольше десятилетия!) Тим, для которого выявление в людских натурах тех или иных животных качеств всегда было увлекательной эстетической игрой, вдруг ужаснулся, осознав реальность перспективы «эволюции наоборот», опровергающей дарвинизм и заодно – все рационалистические установки эры модерна.

.

__________
1 – Вплоть до знаменитой гневной реплики, в новом варианте звучащей так: «Убери свои вонючие руки от меня, ты, грязный человек!»
2 – Как-никак производственный бюджет составил $100 млн., но и кассовые сборы ($362,2 млн. в мировом прокате) оказались значительными.

Прим.: рецензия публикуется впервые



 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Сайт в Google+