Планета обезьян: Война / War for the Planet of the Apes / La guerre de la planète des singes (2017)
Другие названия: «Война за планету обезьян» (вариант перевода названия) «Планета обезьян 3» / «Planet of the Apes 3» (рабочее название).
США, Канада, Новая Зеландия.
Продолжительность 140 минут.
Режиссёр Мэтт Ривз.
Авторы сценария Марк Бомбэк, Мэтт Ривз на основе персонажей, созданных Риком Джаффой и Амандой Сильвер, и по мотивам романа Пьера Буля (без указания в титрах).
Композитор Майкл Джаккино.
Оператор Майкл Серезин.
На премию «Оскар» номинировались Джо Леттери, Дэниел Барретт, Дэн Леммон, Джоэл Уист (визуальные эффекты).
Жанр: фильм действия, приключенческий фильм, драма, научная фантастика, триллер
Краткое содержание
На подопечных Цезаря (Энди Серкис), скрывающихся в лесисто-гористой местности, совершают нападение члены вооружённой группы «Альфа-Омега». Обезьянам удаётся отбить атаку, и вожак отпускает пленённых бойцов в надежде, что миролюбивый жест будет по достоинству оценён командиром вражеского подразделения — полковником МакКаллоу (Вуди Харрельсон). Его соплеменники готовятся к длительному переходу через пустыню, однако ночью неприятель совершает ещё одну диверсию… Цезарь понимает, что не может пойти с остальными, и в сопровождении ближайших соратников отправляется мстить.
Также в ролях: Стив Зан («Плохая обезьяна»), Карин Коновал (Морис), Терри Нотари (Ракета), Джуди Грир (Корнелия), Макс Ллойд-Джонс (Синеглаз), Дэвин Далтон (Корнелиус), Майкл Адамтуйэт (Лука), Тай Олссон (Красный), Алекс Паунович (Зима), Алессандро Джулиани (Копьё), Сара Каннинг (Озеро), Амиа Миллер (Нова), Гэбриел Чаварриа (Причер), Чад Рук (Бойл), Тоби Кеббелл (Коба).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 17.02.2021
Авторская оценка 7/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Руководители кинокомпании 20th Century Fox не прогадали, заранее (точнее, как только увидели первую, черновую версию «Планеты обезьян: Революции» /2014/) предложив Мэтту Ривзу осуществить постановку ещё и следующей части. На мой взгляд, картина с громким подзаголовком «Война» оказалась лучшей в новой трилогии – и почти не уступает по художественным и зрелищным достоинствам второй экранизации романа Пьера Буля, осуществлённой Тимом Бёртоном. Заслуги режиссёра представляются тем более значительными, что в фильме достигнут почти идеальный баланс драматизма и действия, саспенса и эпического дыхания. Кульминация с вертолётной атакой, штурмом базы сухопутными войсками и даже… грандиозной снежной лавиной, венчающей вооружённый конфликт, не разочарует1 тех, кто жаждал старого доброго – величественного – сражения. При этом эпизод производит ничуть не менее сильное впечатление из-за того, что воспринимается фрагментом «чужой войны». На протяжении сеанса зрители успевают поневоле проникнуться симпатией к Цезарю с его несчастными соплеменниками, пусть на стороне МакКаллоу – своя правда…
Естественно, здесь сложно не уловить намёк на грозную фигуру полковника Курца, ликвидировать которого в джунгли Камбоджи прибыл капитан Уиллард, сам же постановщик проводил параллель с другим, японским полковником – Сайто, комендантом лагеря для британских военнопленных («Мост через реку Квай» /1957/, снятый по ещё одному булевскому произведению). Вуди Харрельсон (кстати, в жизни являющийся активистом общества защиты животных и веганом) не подражает манере игры Марлона Брандо или Сессю Хайакавы, но тоже убедительно передаёт состояние одержимости войной. Его «милитаристский психоз» отчасти имеет рациональное обоснование: из рассказа об участи сына становится понятно, что тот, возможно, первым из людей осознал опасность стремительной умственной деградации человечества, что в сочетании с поразительным интеллектуальным развитием обезьян рисует совсем мрачные перспективы. Однако ссылки на опыт великих полководцев прошлого (Веллингтон и Наполеон, Грант и Ли, Кастер и Сидячий бык были представителями Homo sapiens!) не уберегают от стратегических просчётов. Увы, такой подход не может служить залогом победы в обострившейся межвидовой конкуренции.
Душевные терзания Цезаря дополнительно усиливают визиты Кобы, являющегося (с испещрённой шрамами физиономией) в видениях в самые тяжёлые моменты, чтобы внушить победившему идеологическому оппоненту: усилия спасти соплеменников тщетны, а чувство ненависти к врагу – «законно». Однако вожаку всё же удаётся не преступить роковую грань – и не в последнюю очередь по этой причине стать великим вождём своего народа. «Библейские» интонации (непокорного узника, посмевшего в открытую отстаивать интересы сородичей, даже привязывают к кресту – почти распинают!) не приобретают иронические обертоны, несмотря на то, что угнетаемыми и в конечном итоге правыми оказываются обезьяны. «Вы – животные», – истошно кричит караульный, в которого прилетел ком грязи и который, поддавшись эмоциям, не разгадал хитрости неприятеля. Вот только сама логика развёртывания событий свидетельствует, наоборот, об их постепенном нравственном возвышении – о постижении на практике постулатов гуманизма (при всей непривычности применения термина в таком контексте), вопреки любым невзгодам и испытаниям. Достаточно неожиданный, в известной степени провокационный вывод не вызывает у публики «естественного» внутреннего протеста, поскольку Мэтту Ривзу и Марку Бомбэку удалось чётко мотивировать, на чьей стороне правда жизни. Да и развязка воспринимается достаточно яркой, чтобы по завершении сеанса осталось ощущение, что печальная история превращения Земли в планету обезьян – завершена.
.
__________
1 – Косвенным подтверждением чему служат и коммерческие показатели ленты, собравшей в мировом прокате $490,7 млн. (при бюджете $150 млн.).
Прим.: рецензия публикуется впервые
Добавить комментарий