Планета Земля / Planet Earth (2006) (мини-сериал)
Мини-сериал.
Другое название: «Пределы планеты Земля» / «Planet Earth Extremes» (перемонтированная американская версия).
Великобритания.
Продолжительность 533 минуты.
Режиссёр Аластер Фозергилл (11 эпизодов).
Авторы сценария Гэри Паркер (9 эпизодов), Дэвид Аттенборо (5 эпизодов), Ванесса Берловиц (1 эпизод), Аластер Фозергилл (1 эпизод).
Композиторы Джордж Фентон, Джерри Моффетт (оба – по 11 эпизодов), Сэм Уоттс (6 эпизодов).
Операторы Майкл Келем (5 эпизодов), Дуг Андерсон, Эндрю Шиллабир (оба – по 3 эпизода), Питер Крэг, Пол Стюарт (оба – по 2 эпизода), Дуг Аллан, Мартин Колбек, Уэйд Фэйрли, Саймон Кинг (все – по 1 эпизоду).
Жанр: документальный фильм
Краткое содержание
Планета Земля — это целый мир, пёстрый, яркий, потрясающе разнообразный. Мир, в котором органично уживаются животные и растения. От ледяных просторов Арктики и Антарктики до раскалённых пустынь, от подводных царств до горных вершин — всюду жизнь бьёт ключом. Кинематографисты постарались охватить самые интересные области. Мини-сериал состоит из одиннадцати серий: «От полюса к полюсу», «Горы», «Пресная вода», «Пещеры», «Пустыни», «Ледяные миры», «Великие равнины», «Джунгли», «Мелководные моря», «Сезонные леса» и «Океанские глубины».
Закадровый текст читают: Дэвид Аттенборо (английская версия), Сигурни Уивер (американская версия), Николай Дроздов (российская версия).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 27.02.2019
Авторская оценка 8/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Направление в документалистике, посвящённое природе, которое в англоязычном киноведении обозначается терминами «nature documentary», «natural history films» и «wild life films», а в отечественной классификации – выделяется в отдельную категорию научно-популярного кинематографа, возникло давно. Даже если не соглашаться с распространённым, но спорным мнением о том, что подобные кинопроизведения берут исток в легендарном «Нануке с севера» /1922/1, ранние достижения забывать нельзя. Хотя бы причудливые, феерические работы Жана Пенлеве и ленты, выпускавшиеся под кураторством Уолта Диснея, получавшего премии «Оскар» не только за анимационные короткометражки… Естественно, тема получила широкое освещение на телевидении, где богатые традиции сформировались достаточно быстро. Собственно, сэр Дэвид Фредерик Аттенборо (между прочим, брат Ричарда, знаменитого актёра, режиссёра и продюсера) участвовал во множестве родственных проектов, и его голос английская публика узнаёт также уверенно, как наши соотечественники – неповторимые интонации Николая Николаевича Дроздова. В данной связи не могу не выразить удивления тем, что для озвучивания американской версии пригласили кинозвезду Сигурни Уивер, на тот момент запомнившуюся преимущественно по схваткам с инопланетными хищниками и привидениями; образ самоотверженной исследовательницы биоценоза на Пандоре актриса воплотит позже. И всё-таки не хотелось бы принижать вклад авторов.
Дело, разумеется, не только во внушительных средствах (называется цифра в $25 млн.), изысканных руководством телекомпании BBC, – при всей важности материальных возможностей. Щедрое финансирование, позволившее отправить в длительные экспедиции сорок (сорок!) съёмочных групп, побывавшие в двух сотнях уголках планеты, сумев получить уникальные кадры высокого разрешения, могло и не дать впечатляющих результатов без чётко сформулированной концепции. Без понимания того, какие идеи требуется донести до огромной аудитории. Сложно переоценить сугубо просветительское значение мини-сериала. Среднестатистические зрители (да и многие натуралисты) с изумлением почерпнут для себя массу интересного – такого, о чём и не подозревали. Составят представление об обильных мирах пещер и пресных водоёмов (с особой благодарностью воспринимаешь сюжет о Байкале, воистину – национальном достоянии России), лесов и пустынь, царства вечной мерзлоты и бездн океана… При этом режиссёр Аластер Фозергилл и кинодраматурги, в числе которых значится и сам Дэвид, сделали всё, чтобы лишить повествование тривиальной иллюстративности, как на календарях, поздравительных открытках или в рекламных роликах. Превалирует именно научный подход, отмеченный анализом основополагающих механизмов функционирования живых организмов, их неразрывной связи с окружающей средой, сложного взаимодействия представителей разных видов, роли базовых инстинктов (самосохранения, размножения и т.д.) и приобретённых навыков. На сеансе проникаешься чувством глубочайшего уважения к мудрости природы, невольно вспоминая максиму диалектического материализма – о движении простого к сложному, которая лишается абстрактности, наполняется конкретикой.
Впрочем, сущность «Планеты Земля» не исчерпывается и вышеописанным. Создатели, словно заранее развенчивая представления о себе как об учёных мужах – энтузиастах биологии, мало озабоченных повседневной суетой мегаполисов, вовсе не стремятся уйти от человеческого, слишком человеческого. Как ни рассуждай об объективном «законе джунглей», где выживает сильнейший, а никуда не деться – проникаешься азартом. В какие-то моменты ощущаешь, как просыпается настрой охотника (начинаешь пристально следить за поведением льва или тигра, терпеливо выслеживающего добычу), в какие-то – сочувствуешь потенциальным жертвам. Вспомним хотя бы, как только что вылупившиеся игуаны, пробиваясь к воде, спасаются от коварных змей: такому саспенсу позавидовал бы и Альфред Хичкок! Из огромного количества материала режиссёр сознательно отбирал (отбирал подчас в ущерб полноте) наиболее драматичные, находящие мощный эмоциональный отклик зарисовки. И это тоже косвенно свидетельствует о многообразии мира нашего уникального небесного тела. И это тоже – подводит к мысли о близости Homosapiens‘а царствам животных и растений, о которой тот напрасно забывает. Заключительный, одиннадцатый сегмент неслучайно завершается страстным призывом к роду людскому умерить гордыню и проявить дальновидность – сделать всё, что необходимо, для сохранения ресурсов флоры и фауны, без чего планета Земля грозит перестать существовать в том виде, в каком мы её знаем и любим. Увы, здесь нет преувеличения…
.
__________
1 – Роберт Флаэрти, что ни говори, исследовал в первую очередь феномен человека, пусть и существующего обособленно от современной цивилизации.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Добавить комментарий