Платформа / El hoyo (2019)
Другие названия: «Дыра» / «Яма» (варианты перевода названия), «Платформа» / «The Platform» (международное англоязычное название названия).
Испания.
Продолжительность 94 минута.
Режиссёр Гальдер Гастеллу-Уррутия (номинация на премию «Гойя» среди режиссёров-новичков).
Авторы сценария Давид Десола, Педро Риверо (номинация на премию «Гойя») по сюжету Давида Десолы.
Композитор Арансасу Кальеха.
Оператор Хон Д. Домингес.
Премию «Гойя» получили Марио Кампой, Иньяки Мадариага (специальные эффекты).
Жанр: фильм ужасов, научная фантастика, триллер
Краткое содержание
Тримагаси (Сорион Эгилеор) поясняет проснувшемуся и ещё не успевшему отойти ото сна новичку Горенгу (Иван Массаге), что тот находится в особом сооружении — «Дыре». Оно состоит из огромного числа этажей, на каждом из которых содержится по два человека. Раз в сутки сверху спускается платформа с едой — одна для всех узников. День за днём происходит так, что верхним ярусам пищи достаётся больше, а до нижних — почти ничего не доходит. И каждый месяц люди попадают на разные этажи. Так что 48-й — ещё далеко не худший вариант… Что будет дальше?
Также в ролях: Антониа Сан Хуан (Имогири), Эмилио Буале (Бахарат), Александра Масангкай (Михару), Сихара Ллана (Мали), Марио Паррдо (друг Бахарата), Алгис Арлаускас (Пресо), Тхубио Фернандес де Хаурегуй (шеф-повар), Эрик Гооде (Браманг).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 18.12.2020
Авторская оценка 7/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Премьера фильма состоялась 6-го сентября 2019-го года на международном кинофестивале в Торонто, где лента заслужила одну из нескольких наград аудитории (буквально – «People’s Choice», то есть ‘выбор народа’) в категории с красноречивым названием «Полуночное безумие». Потом были показы в рамках ещё нескольких киносмотров, спустя пару месяцев картина вышла в национальный кинопрокат, а уже в следующем году – демонстрировалась в ряде азиатских стран. Так вот, коммерческие результаты оказались достаточно скромными – в общей сложности около $593 тыс. кассовых сборов. Да и на церемонии награждения премиями «Гойя» создателей отметили лишь за специальные эффекты – даже из числа режиссёров-новичков отдали предпочтение Белен Фунес (с драмой «Дочь вора» /2019/). Никто и не предполагал, что первая полнометражная постановка Гальдера Гастеллу-Уррутии1 произведёт такой фурор! Отдадим должное компании Netflix, организовавшей (кстати, приобретя права загодя, до выпуска на киноэкраны) грамотную рекламную кампанию и объявившей цифровой релиз на 20-е марта 2020-го. Интерес зрителей оказался таким внушительным, что, например, на сайте Internet Movie Database «Платформа» взлетела на вершинную (!) строчку среди наиболее популярных на тот момент кинофильмов, потеснив «Заражение» /2011/ Стивена Содерберга, пугающе злободневное в условиях бушующей пандемии. А ведь в иной обстановке дебютант мог рассчитывать, пожалуй, лишь на то, что его детище получит статус «культового» (подобно канадскому триллеру «Куб» /1997/ Винченцо Натали), но очень вряд ли станет заметным культурным феноменом…
Конечно, проще всего списать незаурядный успех на привходящие обстоятельства, поскольку найденная авторами драматическая ситуация поразительно точно соответствовала той атмосфере, в какой вынужденно оказались по всему миру миллионы людей, помещённые в карантин (и даже находящиеся в так называемой добровольной самоизоляции). Однако это было бы существенным упрощением и самого замысла, и восприятия талантливого кинопроизведения массовой публикой. Жестокость разыгрываемого действа видится совершенно оправданной с художественной точки зрения, поскольку лишена и толики спекулятивности, присущей даже лучшим хоррорам (типа «Пилы: Игры на выживание» /2004/). Постановщик и сценаристы Давид Десола с Педро Риверо, грубо говоря, не ограничивали себя целью банально ввергнуть публику в состояние трепета. По мере развития перипетий хватает моментов, когда по-настоящему страшно за судьбу Горенга (имя является «говорящим» – переводится с малайского языка, как ‘жареный’), но… Но страшно не только за его физическое благополучие – например, в тот момент, когда искушённый Тримагаси обездвижил сокамерника и приготовился отрезать от живой двуногой «улитки» плоть верным самозатачивающимся ножом. Несоизмеримо больший ужас внушает перспектива превращения достойного человека в такого же дикаря, как прочие несчастливцы, готовые на что угодно (вплоть до убийства и каннибализма), лишь бы уцелеть.
Экспериментальное сооружение с движущейся вертикальной платформой, на которой еда стремительно убывает от этажа к этажу, – потрясающе тонкая и ёмкая метафора. Пресловутая «Дыра» – это воистину модель современного общества, разделённого по вертикали (на классы) и остающегося, по сути, в состоянии дикости. Описанная ещё Томасом Гоббсом война всех против всех протекает в холодной форме, пока не истощаются ценные ресурсы, – и навязанные цивилизацией нравственные ограничения, увы, в большинстве случаев улетучиваются, уступая место инстинкту выживания. Наличие среди узников двух русских, ничем не отличающихся от прочих, прочитывается явным намёком на то, что с крушением (и дискредитацией) социалистической системы глобальной альтернативы, по сути, не осталось… К тому же, Тримагаси пресекает благородные порывы новичка, захватившего с собой книжку Сервантеса про Дон Кихота, ехидным вопросом: «Ты что, коммунист?» Имогури, добровольно (пусть и в ожидании неизбежной скорой кончины от рака) очутившаяся внутри, верит, как бывшая сотрудница, в порядочность администрации, но её поползновения наладить рациональное потребление «даров платформы» выглядят наивно. Так что же делать? Есть ли выход? К счастью, создатели картины не раскрываются циниками и мизантропами. Финал, несмотря на отсутствие внятных объяснений (что станет с девочкой и с главным героем?), проникнут гуманистическим пафосом. Индивид, чьи поступки кое-кому казались столь же бессмысленными, как сражение с ветряными мельницами, доказал, что сохранил человеческие качества – и, более того, что не смирился, что остался готов к борьбе с несправедливостью. По нынешним меркам и это – подвиг!
.
__________
1 – Правда, за плечами у него был солидный стаж работы в рекламе, опыт продюсера и две самостоятельные короткометражки.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Добавить комментарий