Под крышами Монмартра / Pod kryshami Monmartra (1975) (ТВ)
Телефильм.
Другие названия: «Фиалка Монмартра» / «The Violet of Montmartre» (международное англоязычное название).
СССР.
Продолжительность 137 минут.
Режиссёр Владимир Гориккер.
Авторы сценария Владимир Гориккер, Генрих Рябкин по оперетте Имре Кальмана, авторы либретто Самуил Болотин и Татьяна Сикорская на основе либретто (без указания в титрах) Юлиуса Браммера и Альфреда Грюнвальда.
Композиторы Имре Кальман, Георгий Фиртич.
Оператор Пётр Терпсихоров.
Жанр: комедия, мюзикл
Краткое содержание
Художник Рауль (Александр Кайдановский, вокал Сергей Менахин), композитор Марсель (Игорь Старыгин, вокал Анатолий Моксяков) и поэт Анри (Владимир Носик, вокал Борис Лобанов) нашли пристанище на Монмартре, но живут в крайней нужде и в страхе, что хозяин дома выставит злостных неплательщиков на улицу. Нинон Тесье (Валентина Смелкова, вокал Лидия Захаренко), муза живописца, покидает его, не устояв перед щедрым предложением Министра изящных искусств Фраскатти (Владимир Басов) — став примадонной популярного театра Бруйяра (Георгий Георгиу). Однако друзья не отчаиваются, надеясь на успех своего детища — оперетты «Карамболина»
Также в ролях: Евгения Симонова (Виолетта Шевалье), Светлана Лукашова (Виолетта Шевалье, вокал), Людмила Касаткина (Марселина Арно), Олег Анофриев (Франсуа), Григорий Шпигель (Париджи, хозяин ресторана), Александр Белявский (Ренар, секретарь Министра изящных искусств), Эммануил Геллер (Сценариус, помреж).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 05.07.2018
Авторская оценка 6/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Традиционно считается, что либретто «Фиалки Монмартра», авторами которого выступили Юлиус Браммер и Альфред Грюнвальд, было основано на журналистских зарисовках Анри Мюрже, включённых в книгу «Сцены из жизни богемы» /1847-49/. Да и, откровенно говоря, фильм «Под крышами Парижа» вряд ли мог оказать влияние на замысел Имре Кальмана, поскольку вышел в национальный кинопрокат 28-го апреля 1930-го, в то время как премьера оперетты состоялась (в Вене) уже 21-го марта того же года. Другое дело, что Владимир Гориккер, приступая к экранизации детища знаменитого (к тому моменту – знаменитого на весь мир) венгерского композитора, всё-таки не мог не ориентироваться за немеркнущий шедевр Рене Клера, на что прозрачно намекнул прямо в названии ленты. Впрочем, советскому режиссёру по понятным причинам пришлось обойтись без натурных съёмок, воссоздавая атмосферу французской столицы при помощи декораций, зачастую – подчёркнуто условных. Но это не послужило непреодолимым препятствием.
Большим успехом авторов стал выбор исполнителей ведущих партий, которые, пусть не пели сами (разумеется, не пели сами!), постарались придать своим персонажам максимум убедительности. Особенно интересно смотреть на Александра Кайдановского, запомнившегося по ролям серьёзным (например, у Андрея Тарковского), хотя лучше всех законы специфического жанра чувствует Владимир Басов, воплотивший образ Министра изящных искусств, которому ближе и понятнее родная военная стихия. Видное место в фильме занимают сатирические мотивы (в аспекте безжалостности капиталистического общества к вольным художникам, вынужденным прозябать в ожидании признания), но рассуждать в том духе, что внимание создателей привлекли острокритические мотивы, конечно, не слишком умно. Если не предать высокую мечту, манящую, влекущую в светлые дали, рано или поздно она сбудется, сторицей вознаградив верных служителей муз. И бедная продавщица цветов Виолетта, вырученная в трудной жизненной ситуации, не только придёт на выручку друзьям, но и, проявив истинное великодушие, тоже – как бы в награду – покорит сценические подмостки. Главным же остаются, бесспорно, пленительные песни (в том числе – сочинённые отечественным композитором Георгием Фиртичем, «дополнившим» маститого коллегу), весёлые, легко запоминающиеся, поднимающие настроение. Если у Горикерра даже мушкетёры пустились в пляс1, как тут устоять?
.
__________
1 – Не это ли натолкнуло Георгия Юнгвальда-Хилькевича на идею обратиться к знаменитому роману Александра Дюма-отца?!
Прим.: рецензия публикуется впервые
Материалы о фильме:
Студия «Кино и музыка» // Видео-Асс PREMIERE. – 1993, № 16. – С. 4.
Материалы о фильме (только тексты)
Добавить комментарий