Поговори с ней / Hable con ella (2002)
Полнометражный фильм.
Другие названия: «Поговори с ней» / «Talk to Her» (международное англоязычное название).
Испания.
Продолжительность 112 минут (версия для ТВ – 114 минут).
Режиссёр Педро Альмодовар.
Автор сценария Педро Альмодовар.
Композитор Альберто Иглесиас.
Оператор Хавьер Агирресаробе.
Жанр: драма, детектив, мелодрама
Краткое содержание
Бениньо Мартин (Хавьер Камара) работает санитаром в больнице, добросовестно и с любовью исполняя свои обязанности — ухаживая за пациентами, находящимися в коме. Он делится впечатлениями о произошедших событиях, прочитанных книгах, увиденных фильмах с одной из подопечных — молодой балериной по имени Алисия (Леонор Уотлинг), с которой Бениньо, по трагическому стечению обстоятельств, не успел завязать отношения. Кто окажется прав? Мартин, знающий, что всё сложится счастливо, или его новый друг Марко Зулуага (Дарио Грандинетти), не верящий в чудеса и понимающий, что у его возлюбленной, женщины-тореадора Лидии Гонсалес (Росарио Флорес), находящейся в таком же состоянии, шансов вернуться к жизни практически нет?..
Также в ролях: Мариола Фуэнтес (Роза), Джеральдина Чаплин (Катерина Билова), Пина Бауш (балерина), Малоу Айраудо (балерина), Каэтано Велосо (певица), Роберто Альварес (доктор Вега), Елена Анайя (Анхела), Лола Дуэньяс (Матильда), Адольфо Фернандес (Ниньо де Валенсиа), Анна Фернандес (Эрмана де Лидия), Чус Лампреаве (Портера), Пас Вега (Ампаро), Агустин Альмодовар (Куа).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 25.11.2018
Авторская оценка 9/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
После повсеместных и не знающих меры восхвалений, невыносимо долго звучавших в адрес Педро Альмодовара по поводу ленты «Всё о моей матери» /1999/, меня одолели сомнения относительно его дальнейшей творческой судьбы. Казалось очевидным, что одарённый кинематографист, получив международное признание, откровенно и бесцеремонно почивает на лаврах, со спокойной совестью принимая превозношения даже тогда, когда этого делать не следует. Да и в целом работы Альмодовара, начиная с «Высоких каблуков» /1991/, существенно уступают его более ранним произведениям, снимавшимся без явного расчёта – но пронизанным светом вдохновения, дерзким по духу и вместе с тем психологически глубоким… С одним-единственным исключением, которым оказалась именно картина «Поговори с ней», ставшая лучшей у мастера и по праву относящаяся к категории т.н. «тихих шедевров», производя исключительное впечатление как бы вопреки желанию (более того, сущему «лабиринту страстей») авторов, внешне – спокойно и рассудительно повествующих о заурядных житейских коллизиях.
Разумеется, в данном случае следует сделать скидку на личность режиссёра-сценариста, для которого эпатаж является таким же естественным и непременным условием для творчества, как и обилие сантиментов, и потаённая язвительность интонации. Но даже самый вызывающий эпизод, стилизованный под некий немой фильм1, якобы увиденный и пересказываемый Бениньо, шокирует откровенностью лишь для того, чтобы предельно ясно и всеобъемлюще донести мысль о любви в её высшем проявлении. О любви-самопожертвовании – той самой любви, что и является, по прозрению художника, движущей силой Вселенной. Поступок Мартина предосудителен с точки зрения морали2 и однозначно классифицируется законом как преступление, и его участь была предрешена изначально, а письменное послание позволяет заключить об осознанности принесённой жертвы. Что поделать, если механика чуда не укладывается в рамки обыденных человеческих представлений?.. Возвращение к жизни происходит на всех уровнях – и биологическом, и духовном, если верить деликатному намёку в финальных кадрах.
По признанию самого Педро Альмодовара, прототипом доброго и на первый взгляд нелепого Бениньо послужил… Роберто Бениньи. Уверен, что это было воспринято талантливым итальянским комиком, не чурающимся, кстати, смелых, в том числе на грани двусмысленности, ролей (у Марко Феррери, Федерико Феллини, Джима Джармуша да и в собственных постановках!), с должным пониманием и благодарностью. Испанский режиссёр никогда прежде не был таким искренним и открытым, подставляясь под удар той категории обывателей, включая профессиональных психологов (вроде отца Алисии), что не допустит и мысли о прощении Мартина, даже не попытавшись постичь его сокровенных устремлений.
.
__________
1 – Нечто в духе «Невероятно съёжившегося человека» /1957/, являющегося, впрочем, звуковым.
2 – Между прочим, не Альмодовара ли язвительно процитирует Квентин Тарантино в первом томе «Убить Билла» /2003/?
Прим.: рецензия впервые опубликована на сайте World Art
Добавить комментарий