Покахонтас / Pocahontas (1995)
Другие названия: «Покахонтас: издание к 10-й годовщине» / «Pocahontas: 10th Anniversary Edition» (название на DVD), «Легенда о Покахонтас» / «The Legend of Pocahontas» (рабочее название).
США.
Продолжительность 81 минута (версия на DVD, выпущенная к 10-й годовщине, – 84 минуты).
Режиссёры Майк Гэбриел, Эрик Голдберг.
Авторы сценария Карл Биндер, Сюзанна Грант, Филип ЛаЗебник, авторы сюжета Глен Кин, Джо Грант, Ральф Зондэг, Барни Маттинсон, Эд Гомберт, Каан Кэлйон, Фрэнсис Глебас, Роб Гиббс, Брюс Моррис, Тодд Куросава, Данкан Марджорибенкс, Крис Бак на идее Майка Гэбриела, в работе над сценарием также приняли участие Эндрю Чэпмен, Рэнди Картрайт, Уилл Финн, Бруз Джонсон, Т. Дэниел Хофстедт, Дэвид Прюксма, Ник Раньери, Винсен ДеФрэнсис, Том Маззокко, Дон Доэрти, Йорген Клубьен.
Композитор Алан Менкен (номинация на «Золотой глобус», премия «Оскар» на пару с продюсером песен Стивеном Шварцем; также премии «Оскар», «Золотой глобус», «Грэмми» за песню Colors of the Wind на музыку Алана Менкена и слова Стивена Шварца).
Жанр: анимационный фильм, приключенческий фильм, драма, семейный фильм, мюзикл, мелодрама
Краткое содержание
Покахонтас (озв. Ирен Бедард, вокал Джуди Кун), дочь вождя Поухатана (озв. Рассел Минс, вокал Джим Каммингс, без указания в титрах), прочат в жёны лучшему воину племени — Кокуму (озв. Джеймс Апомат Фолл), к которому девушка не питает романтических чувств. Судьбе будет угодно свести её с иноземцем Джоном Смитом (озв. Мел Гибсон), прибывшим в 1607-м году в Новый Свет в составе экспедиции из Лондона, возглавляемой губернатором Рэтклиффом (озв. Дэвид Огден Стиерс).
Роли также озвучивали: Джон Бейкер (Лон), Кристиан Бейл (Томас), Билли Коннолли (Бен), Линда Хант (бабушка Ива), Джон Кэссир (Мико), Дэнни Мэнн (Перси), Дэвид Огден Стиерс (также Уиггинс), Фрэнк Уэлкер (Флит).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 07.08.2020
Авторская оценка 5/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Высказанное во всеуслышание мнение Рассела Минса, казалось бы, ставит точку в споре о том, насколько уважительно и вообще корректно изображены на экране индейцы. Раз уж актёр, являющийся представителем одного из коренных народов Северной Америки, заверил, что именно в этом мультфильме его земляки показаны наилучшим (за всю историю Голливуда) образом, ему нельзя-де не верить! Невзирая на очевидный конфликт интересов и плохо скрываемое стремление обелить себя в причастности к небесспорному проекту… На самом деле некоторые заокеанские кинематографисты (от Артура Пенна и Ральфа Нельсона до Кевина Костнера и Брюса Бересфорда) освещали вопрос куда основательнее и честнее, стараясь донести правду – в меру собственного понимания. О создателях «Покахонтас» подобного при всём желании не заявишь, причём сразу по нескольким причинам.
В первую очередь режиссёрам и обширному коллективу сценаристов было трудно избавиться от диснеевских традиций, которые в данном контексте, скорее, висели тяжким грузом. Возможно, продуктивным оказалось бы участие Джона Кэнди1, с которым Майк Гэбриел плодотворно сотрудничал на дебютной постановке – «Спасателях в Австралии» /1990/. Однако в итоге «его» персонаж – индюк по кличке «Краснопёрый» – уступил место еноту Мико, распробовавшему вкус галет и ведущему настоящую войну с изнеженной собачонкой, принадлежащей губернатору. Драматургический приём, блестяще срабатывавший в сказках, на сей раз выглядит глуповато – с поправкой на то, что в мире людей кипят отнюдь не шуточные (и как бы не вымышленные) страсти. Впрочем, это воспринимается далеко не главным просчётом аниматоров.
Решительно отринув прежние стереотипы «фабрики грёз» относительно краснокожих (девушка справедливо возмущается, слыша, как Джон называет автохтонов «дикарями»), Гэбриел и Эрик Голдберг оказались заложниками новых, продиктованных требованиями «политкорректности». Дело даже не в явном отступлении от фактов биографий самой Покахонтас, Смита, Кокума (убитого после женитьбы на красавице, никак не до) и не в малоудачной попытке поведать о верованиях членов племени, чувствующих неразрывную связь с живой природой. На сеансе почти физически ощущаешь, как авторы разрываются и идут на ежеминутные компромиссы, стараясь решить две противоречащие друг другу задачи: поведать о трагедии индейцев, подвергнутых геноциду, и вместе с тем – не забыть о старом добром бремени белого человека. Как поступить? А надо свалить вину на алчных мерзавцев вроде тучного губернатора, одержимо ищущего золото, не забыв намекнуть, что и туземные воины подчас поддавались гневу, хватаясь за топоры и луки. Вот если б каждому вождю небеса ниспослали такую мудрую дочь… Вот если б среди поселенцев побольше таких благородных натур, как Джон… Вот если б… По иронии судьбы, в создании кинопроизведения, отстаивающего столь наивные (заведомо ложные?) предположения, принял участие Мел Гибсон, впоследствии – в собственном «Апокалипсисе» /2006/ – куда более трезво и жёстко высказавшийся по теме. Справедливости ради нельзя не заметить, что картина тем не менее пользовалась повышенным зрительским спросом, собрав $346 млн. при бюджете $55 млн. И всё-таки знаменательно, что ещё удачнее в тот год прошла «История игрушек» /1995/, открывшая эру CGI-анимации.
.
__________
1 – Великий комик, к сожалению, скончался в марте 1994-го на съёмках юмористического вестерна «Караван на восток» /1994/, где также отметился Минс.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Добавить комментарий