Полковник Редль / Redl ezredes / Oberst Redl / Pukovnik Redl (1985)
Полнометражный фильм (приз жюри Каннского МКФ, номинации на «Оскар» и «Золотой глобус»).
Другие названия: «Полковник Редль» / «Colonel Redl» (международное англоязычное название).
Венгрия, Австрия, ФРГ, Югославия.
Продолжительность 144 минуты.
Режиссёр Иштван Сабо.
Авторы сценария Иштван Сабо, Петер Добаи по мотивам пьесы Джона Осборна.
Композитор Зденко Тамаши.
Оператор Лайош Кольтаи.
Жанр: биографический фильм, драма, исторический фильм
Краткое содержание
Альфред Редль (Клаус Мария Брандауэр), окончивший престижную военную академию, в которую попал милостью императора, стремительно продвигается по карьерной лестнице. Впечатлённый результатами, которых офицеру удалось добиться во время службы в приграничном гарнизоне, полковник фон Роден (Ганс Кристиан Блех) ходатайствует о его назначении на пост главы контрразведки Австро-Венгрии. Редль в кратчайшие сроки создаёт агентурную сеть и налаживает поставку политическому руководству надёжных сведений о состоянии дел в армии и высшем свете, однако эрцгерцог Франц Фердинанд (Армин Мюллер-Шталь) требует большего.
Также в ролях: Гудрун Ландгребе (Каталина), Ян Никлас (Кристоф), Ласло Менсарош (полковник Ружицка), Андраш Балинт (доктор Зонненхайн), Ласло Галфи (Велоккио), Дороттья Удварош (Кларисса), Кароль Эперйеш (лейтенант Шорм), Роберт Ратоньи (Редль в детстве), Эва Шабо (мать Редля), Тамас Майор (барон Кубини), Мария Майлат (баронесса Кубини), Дьёрдь Рас (Кристоф в детстве), Дора Лендраи (Каталина в детстве), Петер Добаи (Тревианус), Эдвард Жентара (Хауптманн Салапска).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 03.01.2018
Авторская оценка 8/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Авторы прекрасно понимали, что мало-мальски образованные зрители обязательно поставят под сомнение подлинность показанных в фильме событий. Пусть домыслы о работе Альфреда Редля на Францию и Италию не нашли подтверждения, но ведь его вербовка-то в 1903-м году варшавским отделением русской разведки считается неоспоримым фактом. Статус изменника, повинного в ослаблении мощи Австро-Венгрии и косвенно – в гибели сотен тысяч соотечественников (в частности, из-за передачи потенциальным противникам планов операции вторжения в Сербию), не подвергается сомнению большинством серьёзных исследователей, в том числе занимающихся историей разведок. Мало того, личность Редля давно стала олицетворением (в том числе для кинематографистов разных стран, неоднократно обращавшихся к сенсации) циничного предателя, вызвавшего отвращение у всех: от шокированного императора Франца Иосифа до рядовых подданных разных национальностей… Что здесь, казалось бы, можно добавить? А между тем Иштван Сабо и Петер Добаи не случайно поместили в титры оговорку, что не опирались на документы, черпая вдохновение у Джона Осборна в «Патриоте для меня»1 (вариант перевода названия – «Тот патриот, кто сам за себя») и, что принципиально, в событиях XX столетия как таковых. Они пошли, если угодно, по стопам Уильяма Шекспира, переосмыслившего общеизвестную, навязшую в зубах легенду о датском правителе по имени Amletus, отомстившем, прикинувшись душевнобольным, убийцам своего отца. Перед нами не скрупулёзная реконструкция, а плод фантазии, «вписавшей» судьбу индивида в широкий социально-исторический контекст – позволившей, оттолкнувшись от субъективного аспекта, изучить действие неумолимых объективных законов.
«Полковник Редль» во многих отношениях (не только из-за нового сотрудничества с актёром Клаусом Марией Брандауэром) перекликается с легендарным «Мефисто» /1981/, подтверждая догадку, что риск стать заложником обстоятельств, заключив своеобразную сделку с дьяволом, существовал не в одной лишь гитлеровской Германии. Напрашиваются параллели и с «Конформистом» /1970/ Бернардо Бертолуччи. Альфред ещё в детстве сделал правильный (правильный?) выбор, посвятив всего себя без остатка служению государю – и всячески доказывал верность короне. Он, как показала практика, готов переступить через любые ограничения нравственного свойства, будь то дружба, семья или честь мундира, для достижения практически важных результатов. Это не карьеризм в строгом смысле слова – безоговорочная лояльность. Фон Роден безошибочно понял, что именно такому (верному, умному, неутомимому) человеку можно доверить щекотливое дело – организацию с нуля деятельности контрразведки, способной, что называется, держать руку на пульсе, собирая оперативную информацию о намерениях неприятеля и царящих в обществе умонастроениях. И полковник, надо сказать, оправдал возложенное доверие, собрав досье на неблагонадёжных (падких до денег, азартных игр, разврата) офицеров и коррумпированных чиновников, выявив агентов влияния враждебно настроенных держав, составив детальную карту рисков монархии. Вопреки слухам и опасениям, Редль легко обходил расставленные недоброжелателями капканы и преодолевал собственные слабости. Перелом наступил, по мнению авторов, в тот момент, когда Альфред получил удар в спину, почувствовав себя преданным эрцгерцогом. Даже не совсем преданным. Уж кто-кто, а он не мог не понять тех сложностей, с какими столкнулся Франц Фердинанд, который, истово блюдя интересы медленно распадающейся изнутри империи, предложил смелую, хотя и не бесспорную, идею оздоровления морального климата. Политическая целесообразность требовала публично разоблачить именно русина (не австрийца, не венгра, не чеха, не еврея, не хорвата) – и, после того как подходящий кандидат совершил самоубийство, другого выхода не осталось. Надев маску на балу, Редль, по сути, добровольно соглашается с навязываемыми правилами игры, позволяя (осознанно или всё же в полубессознательном состоянии?) втянуть себя в ловушку – поддаться на провокацию Велоккио, «случайно» представленного на торжественном мероприятии. Демонстративно подтверждает достоверность циркулирующих о себе слухов и выкрикивает сверхсекретные сведения, прекрасно зная о ведущейся слежке, в том числе – о фиксации на киноплёнку, призванной послужить железным доказательством государственной измены. Альфред не лукавит, не пытается обелить себя, заявляя, что принял участие в заранее сочинённом спектакле, – и «великодушное» решение дать ему возможность застрелиться это, кстати, косвенно подтверждает. Горькая ирония судьбы, как явствует из хроникальных заключительных кадров, проявилась в том, что совсем скоро наследник престола выступит точно таким же агнцем на заклание, чья гибель послужила поводом не к маленькой победоносной войне, а к бойне с миллионами жертв. И что досаднее всего – расчёт оказался катастрофически ошибочным: результатом стало не укрепление, но распад отчаянно спасаемой Австро-Венгрии. Фильм Сабо вызвал огромный резонанс как на Родине режиссёра (свыше 420 тысяч зрителей, первое место в национальном кинопрокате среди венгерских картин), так и за рубежом, и ещё, заметим мимоходом, большой вопрос, не ошиблось ли жюри Каннского международного кинофестиваля в выборе лауреата «Золотой пальмовой ветви».
.
__________
1 – Впрочем, отступления от сюжета пьесы, не оставшейся незамеченной в Соединённом Королевстве, весьма существенны.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Материалы о фильме:
Сулькин Олег. Факты и толкования // Советский экран. – 1986, № 12. – С. 20-21.
Материалы о фильме (только тексты)
Добавить комментарий