Повелитель мух / Lord of the Flies (1963)

Повелитель мух / Lord of the Flies (1963): постерПолнометражный фильм.

Другие названия: «Властелин мух» / «Владыка мух» (варианты перевода названия).

Великобритания.

Продолжительность 92 минуты.

Режиссёр Питер Брук.

Автор сценария Питер Брук (без указания в титрах) по роману Уильяма Голдинга.

Композитор Рэймонд Леппард.

Оператор Том Холлиман.

Жанр: приключенческий фильм, драма, триллер

Краткое содержание
В результате кораблекрушения группа мальчишек из Великобритании оказывается на необитаемом острове, предоставленная сама себе. Ребята во главе с Ральфом (Джимми Обри), избранным ими вожаком, пытаются устроить подобие нормального общества в надежде на скорое спасение. Однако верх быстро берут первобытные инстинкты — и власть узурпирует жестокий Джек (Том Чэпин), устроив в поистине райском уголке океана кромешный ад.

Также в ролях: Хью Эдвардс («Хрюша»), Роджер Элвин (Роджер), Том Гэман (Саймон), Роджер Аллан (Пирс), Дэвид Брунджес (Дональд), Питер Дэйви (Питер), Кент Флетчер (Персиваль Вемис Мэдисон), Николас Хэммонд (Роберт), Кристофер Харрис (Билл), Алан Хипс (Невилл).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 20.09.2020

Авторская оценка 8/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Повелитель мух / Lord of the Flies (1963): кадр из фильма
Решают коллективно

Вопреки распространённому мнению, кинематографическое наследие сэра Питера Брука представляет немалый интерес вне зависимости от его неоспоримых театральных достижений. Какие вообще аналогии со сценическими экспериментами можно проводить, например, в случае с экранизацией одноимённого романа Уильяма Голдинга? Режиссёр-сценарист применил достаточно смелый по тем временам подход, всячески поощряя импровизации юных исполнителей, отобранных из трёх тысяч кандидатов, использовав две ручные камеры и в итоге – отсняв материала на 60 часов проекции. Всё это, равно как и намеренно грубый, обманчиво «топорный» монтаж1, даже спровоцировало обвинения в любительском характере разыгранного действа. А между тем несложно догадаться, что дело – вовсе не в недостатке профессионализма.

Повелитель мух / Lord of the Flies (1963): кадр из фильма
Приходится много думать

На мой взгляд, исключительное значение отведено уже… фону для вступительных титров, многозначительно напоминающему об историческом контексте, вне которого наверняка получил бы иное развитие и разрешение сам инцидент; здесь можно усмотреть перекличку с новаторскими поисками великого документалиста Криса Маркера, проводившимися параллельно, во «Взлётной полосе» /1962/. Ведь уцелевшие в кораблекрушении являются теми сами детьми Войны, что как раз и составят ядро молодёжи, которая совсем скоро в бунтарском запале ринется подрывать устои внешне консервативного буржуазного общества. Лишь для того, чтобы воздвигнуть новую «стену», от анархии и крайнего индивидуализма придя к культу смерти и тотальному подчинению Главному Охотнику. Среди множества значений слова «jack» встречаются такие подходящие, как ‘человек’, ‘самец животного’, ‘флаг страны, под каким ходит корабль’. Питер Брук затронул эту остроактуальную для Соединённого Королевства проблематику задолго до эпохального одноимённого альбома рок-группы «Пинк Флойд», блистательно перенесённого на кинополотно Аланом Паркером спустя пару десятилетий. Упоминание о том, что ребятам, как истинным англичанам, а не каким-то дикарям, необходимо следовать разумным правилам и законам, лишь поначалу вызывает вопль искренней радости…

Повелитель мух / Lord of the Flies (1963): кадр из фильма
Взрослые как спасение

Таким образом, спонтанность и безыскусность всего происходящего на экране обманчива. Режиссёр-сценарист словно ещё раз, на практике, доказывает справедливость мнения о родственности натурализма – символизму. Скрупулёзное, со всеми малоприятными деталями, запечатление жизни, как она есть, не просто соседствует с символическими образами вроде бесплотного Зверя, но оказывается, как следует из бруковского эксперимента, необходимой для придания повествованию иносказательного звучания. По догадке самого умного из парней, «Хрюши», чудовище, явившееся в разных обличиях и незаметно превратившееся чуть ли не в смысл существования самоорганизовавшегося сообщества, – «это мы сами».

.

__________
1 – Хронометраж первоначальной версии составлял четыре часа, на премьере в Канне был показан фильм продолжительностью 110 минут, после чего картину дополнительно сократили по просьбе американских прокатчиков.

Прим.: рецензия впервые опубликована на сайте World Art



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Сайт в Google+