Пожары / Incendies (2010)
Полнометражный фильм (премия «Джини», номинации на «Оскар», «Сезар», «Давид ди Донателло»).
Другое название: «Огни» (вариант перевода названия).
Канада, Франция.
Продолжительность 131 минута.
Режиссёр Дени Вильнёв (премия «Джини»).
Автор сценария Дени Вильнёв (премия «Джини») по пьесе Важди Муавада.
Композитор Грегуар Хецель.
Оператор Андре Тюрпен (премия «Джини»).
Также премии «Джини» получили: Жан Умански, Джо Кэрон, Жан-Пьер Лафорс, Бенуа Ледук (звук), Сильвен Беллемаре, Симон Мейлер, Клер Пошон (монтаж звука), Моник Дартонн (монтаж).
На премии «Джини» номинировались: Андре-Лин Бопарлан (художник-постановщик), Катрин Касо, Андре Дюваль (грим).
Жанр: драма, детектив, военный фильм
Краткое содержание
Нотариус Жан Лебель (Реми Жирар) оглашает близнецам Жанне (Мелисса Дезормо-Полен) и Симону (Миксам Годетт) последнюю волю почившей матери Наваль Марван (Любна Азабаль, премия «Джини»). Сыну надлежит найти их брата, а дочери — дедушку (отца родительницы), которые предположительно находятся в её родной стране, расположенной на Ближнем Востоке. До этого момента женщина запрещает хоронить себя по-человечески… Юноша относится к завещанию скептически, но его сестра решает отправиться на поиски.
Также в ролях: Абдельгафур Элаазиз (Абу Тарек / Нихад Де Май / Нихад Харманни), Аллен Олтман (Нотари Маддад), Мохамед Маджд (Хамседдин), Набиль Савалья (Фахим), Байя Белаль (Майка), Бадер Алами (Николас), Карим Бабин (охранник Хамседдина), Энтни Экклиси (спасатель).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 06.04.2020
Авторская оценка 8/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Не исключено, что Важди Муавад впоследствии сожалел о данном Дени Вильнёву согласии экранизировать свою одноимённую пьесу (её премьерная постановка состоялась в 2003-м), видя, какой мощный художественный1 резонанс вызвала кинокартина. Впрочем, этот незаурядный (высоко ценимый в Канаде и получивший известность в других странах) кинодраматург и театральный деятель на тот момент уже имел опыт служения десятой музе, и драма «Побережье» /2004/ всё-таки не вызвала восторженных откликов. При обращении же к такому – поистине кровоточащему! – материалу требовался исключительный кинематографический талант. Режиссёр-сценарист, появившийся на свет в Квебеке, безотчётно отождествлял себя с Жанной и Симоном, не знавшими реалий охваченной пожаром гражданской войны собственной исторической родины, поскольку выросли в мирных условиях, в спокойствии и материальном достатке. Но близнецам всё же пришлось осознать, что события в отдалённом регионе мира, о которых они толком ничего не ведали, ближе, чем можно вообразить.
Государство, куда направляются сначала сестра, а затем и брат – в сопровождении пожилого нотариуса, считающего себя обязанным проследить за исполнением последней воли женщины, проработавшей у него долгие годы секретаршей, намеренно не указывается. Тем не менее по ряду признаков нетрудно догадаться, что подразумевается родной для Важди Ливан, покинутый им в раннем возрасте, вместе с семьёй. Мало того, Муавад особо не скрывал, что черпал вдохновение в фактах биографии Сохи Бехары – молодой коммунистки, совершившей покушение на генерала Антуана Лахада и проведшей около десяти лет в тюрьме Хиам. Авторы абсолютно правы в том, что всё, свидетельницей и участницей чего стала Наваль, не является досадным курьёзом, не свойственным истории человечества, включая просвещённый XX век. Увы, ситуация в некотором смысле – типична. Даже гражданским войнам, приводящим к коренному переустройству общества (например, противостояние промышленного Севера и рабовладельческого Юга в США или противоборство красных с белыми, интервентами и зелёными в бывшей Российской империи), сопутствуют колоссальные людские потери и разруха. Но в том-то и беда, что в большинстве эти самые гражданские войны вовсе не являются прямым следствием революций (как и, наоборот, революции вовсе не обязательно порождают гражданские войны). Чаще всё сводится к истреблению противников и мирного населения и к попыткам установления контроля над территориями, в идеале – очищенными от недругов. Консолидация единомышленников может происходить по религиозным, этническим, материальным, идейным, культурным и прочим признакам – это уже нюансы, обусловленные конкретной обстановкой. Грубо выражаясь, правильнее воздержаться от выводов из того обстоятельства, что в данном случае по разные стороны баррикад оказались мусульмане и христиане…
Вильнёв, как и Муавад, сознательно не живописует зверства, чинившиеся сторонниками разных лагерей, но по отдельным происшествиям (убийство и сожжение пассажиров автобуса, циничный отстрел снайпером детей, добывающих провизию в развалинах города, пытки узницы в стенах тюрьмы) несложно составить верное представление обо всей мрачной картине. Целью создателя фильма было не столько постичь глубинные причины, сколько – обнажить социальный механизм эскалации насилия. Подобно тому, как в «Тайне в его глазах» /2009/ Хуана Хосе Кампанельи анализируются далекоидущие (вовсе не самоустраняющиеся по истечении времени) последствия государственного террора, развязанного хунтой, в «Пожарах» говорится о том, как стремительно развивается и чем чреват конфликт высокой интенсивности, скажем так, на низовом уровне. Дени (в отличие, допустим, от Горана Паскалевича, живописавшего в «Бочке пороха» /1998/ нравы в разгар смуты крупными мазками) подходит к вопросу как бы с индивидуальных позиций – с точки зрения нескольких действующих лиц, родственников. Процесс действительно хочется уподобить пламени, в кратчайшие сроки охватывающему огромную площадь. То, что отнятый у матери младенец, он же Нихад де Май («майский»), уже ребёнком превращённый в бездушную машину смерти, он же заплечных дел мастер Абу Тарек, он же иммигрант Нихад Харманни, отчасти повторил трагическую судьбу софокловского царя Эдипа, видится ёмкой метафорой гражданской войны как таковой. Возникает парадоксальная ситуация, невольно заставляющая вспомнить о сиракузской проблеме (другое название – гипотеза Коллатца), изложенной Жанной студентам, пришедшим приобщиться к загадкам чистейшей математики, когда один плюс один равно… один. Жертва превращается в тирана и палача – и наоборот. Наверное, и выхода иного, чем у несчастного правителя Фив, не найти… В завершении нельзя не отметить, что постановка Вильнёва прозвучала особенно злободневно в свете так называемой Арабской весны, от которой не остался в стороне и многострадальный (а некогда – цветущий) Ливан.
.
__________
1 – Да и, к слову, коммерческий, поскольку при бюджете $6,8 млн. общемировые кассовые сборы составили свыше $16 млн.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Добавить комментарий