Преступление / Crimen (1960)
Полнометражный фильм.
Другие названия: «Преступление в Монте-Карло» (вариант перевода названия), «У каждого своё алиби» / «Chacun son alibi» (Франция), «Преступники» / «Criminals», «Убийство в Монте-Карло» / «Killing in Monte Carlo», «… и вот внезапно – убийство!» / «…And Suddenly It’s Murder!» (международные англоязычные названия).
Италия, Франция.
Продолжительность 106 минут.
Режиссёр Марио Камерини.
Авторы сценария Джорджо Арлорио, Оресте Бьянколи, Стефано Струччи, Лучано Винченцони по сюжету Родольфо Сонего и Лучано Винченцони.
Композитор Пино Кальви.
Оператор Джанни Ди Винанцо.
Жанр: комедия, криминальный фильм
Краткое содержание
Альберто Францетти (Альберто Сорди) направляется в Монте-Карло к жене Элеоноре (Дориан Грей), которой торжественно пообещал завязать с азартными играми. А вот Ремо (Витторио Гассман) и Марина (Сильвана Мангано) Капретти, с которыми он познакомился в поезде, ещё тешат себя иллюзией, что разбогатеют в казино. Наконец, чета Филонци, Квирино (Нино Манфреди) и Джованна (Франка Валери), надеется заработать кое-какие деньги, вернув престарелой миллионерше пропавшую таксу. Кто ж знал, что все они станут подозреваемыми в убийстве?..
Также в ролях: Жорж Ривере (любовник Элеоноры), Бьянка Кастаньетта (Катерина), Тино Скотти (Фьоренцо), Джулио Томасини (Джамбаттиста), Жак Франсель (Жан), Бернар Блие (комиссар полиции).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 14.03.2018
Авторская оценка 7/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Дино Де Лаурентис вправе гордиться не только сотрудничеством с ведущими европейскими (Роберто Росселлини, Федерико Феллини, Лукино Висконти, Рене Клеман…), а затем и заокеанскими мастерами, чьи картины вошли в золотой фонд мировой культуры. Среди множества снятых под его патронажем фильмов, причём необязательно – из числа широко разрекламированных блокбастеров, попадаются настоящие бриллианты развлекательного (в хорошем смысле!) кинематографа. В принципе, Агостино (таково полное имя легендарного продюсера) прекрасно понимал это и сам – и даже изредка старался извлечь из данного обстоятельства дополнительную выгоду. Правда, как раз голливудская повторная постановка «Преступления», хотя и отмеченная блестящей игрой «созвездия» актёров, не произвела фурор. И тем более сомнительной затеей (не столько «авторимейком», сколько «автоплагиатом» – воровством у самого себя) выглядели съёмки очень близкой по сюжету цветной комедии под названием «Я не вижу, ты не говоришь, он не слышит», осуществлённые тем же Марио Камерини спустя десятилетие с небольшим после выхода оригинала.
Между прочим, режиссёр начинал ещё в эпоху «великого немого», а добился признания – именно юмористическими кинопроизведениями – в 1930-е. Однако его манера вовсе не воспринимается устаревшей, не соответствующей духу времени, бедной на новомодные художественные приёмы. Было бы, конечно, лучше, если б авторы усилили сатирическое начало, высмеяли наивные надежды итальянцев, порождённые так называемым экономическим бумом. Но талантливые артисты, изобразившие сограждан, оказавшихся на чужбине в крайне неприятной ситуации – попавших в категорию «подозрительных лиц»1, всё равно потрясающе точны в социально-психологических характеристиках своих персонажей. Нино Манфреди изображает типичного «маленького человека», рассчитывающего на дармовые деньги – и, естественно, пугающегося, невзначай очутившись на месте преступления. Ремо Витторио Гассмана – птица более высокого полёта, поскольку мечтает разбогатеть при помощи «гениальной» системы игры. И, разумеется, великолепен Альберто Сорди, умеющий тонкими штрихами, не опускаясь до грубой карикатурности, высветить ничтожность натуры спесивого и самоуверенного индивида, в данном случае – синьора Францетти, расстроенного не тем, что стал рогоносцем, а следственными мероприятиями. Надо видеть, на какие уловки идут гости Монте-Карло, лишь бы выгородить себя, тем самым – только усугубляя незавидное положение… Как говорится, и смех и грех! Отдельное «спасибо» кинодраматургам хочется сказать за уморительный финал, когда фигуранты уголовного дела, отделавшиеся лёгким испугом, чересчур буквально понимают призыв комиссара доверять и всячески помогать полиции.
.
__________
1 – Да-да, ассоциации с изощрённым триллером Брайана Сингера возникают с первых же кадров – с кадров опознания свидетелями потенциальных преступников.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Добавить комментарий