Приключения Буратино / Priklyucheniya Buratino (1976) (ТВ)
Другие названия: «Приключения Буратино» / «The Adventures of Buratino» (международное англоязычное название).
СССР.
Продолжительность 130 минут.
Режиссёр Леонид Нечаев.
Автор сценария Инна Веткина по повести Алексея Толстого.
Композитор Алексей Рыбников.
Оператор Юрий Елхов.
Жанр: приключенческий фильм, семейный фильм, кинофантазия
Краткое содержание
Удивительное полено попадает к плотнику Джузеппе (Юрий Катин-Ярцев), также известному под прозвищем Сизый нос: говорящее, озорное, драчливое. Ещё до того, как шарманщик Карло (Николай Гринько) выстругал из него деревянную марионетку, закадычные приятели успели ввязаться в потасовку… Тем более Буратино (Дмитрий Иосифов, озв. и вокал Татьяна Канаева) не сможет усидеть дома или, хуже того, спокойно посещать школу, когда белый свет таит столько возможностей для приключений!
Также в ролях: Дмитрий Иосифов (также зритель в зале кукольного театра), Таня Проценко (Мальвина / зрительница в зале кукольного театра), Роман Столкарц (Пьеро / зритель в зале кукольного театра), Татьяна Осмоловская (Пьеро, озв. и вокал), Томас Аугустинас (Артемон / зритель в зале кукольного театра), Ярослава Турылёва (Артемон, озв. и вокал), Григорий Светлорусов (Арлекин / зритель в зале кукольного театра), Маргарита Корабельникова (Арлекаин, озв. и вокал), Рина Зелёная (черепаха Тортила), Владимир Этуш (Карабас-Барабас), Ролан Быков (кот Базилио), Елена Санаева (лиса Алиса), Владимир Басов (Дуремар), Баадур Цуладзе (хозяин харчевни «Трёх пескарей»), Клара Румянова (улитка, озв.), Гарри Бардин (пауки, озв.).
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 21.04.2024
Авторская оценка 8/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Красочные мюзиклы, дорогостоящие, динамичные и захватывающие дух кинофантазии, трогательные и остроумные семейные киноленты – словом, все славные творения «фабрики грёз» с неотвратимостью меркнут на фоне этого подлинного шедевра отечественного развлекательно-назидательного кинематографа для детей и юношества. Впрочем, не только: «Приключения Буратино» с удовольствием смотрят серьёзные взрослые зрители, припоминая ощущение неподдельного веселья на далёком первом сеансе и всякий раз – отвлекаясь на пару часов от житейских забот. Ни статус телефильма, ни съёмки на студии «Беларусьфильм», специализировавшейся на военно-патриотической тематике, не стали препятствием для москвича Леонида Нечаева, осуществившего всего лишь вторую постановку. Вместе с кинодраматургом Инной Веткиной1 они сделали всё, чтобы не просто максимально подробно пересказать события книжки Алексея Толстого, а – передать дух озорства и бескрайней жизнерадостности, не покидающей сознание как бы назло всем злодеям на свете!
«Приключения Буратино» заслуживают исключительно высокой оценки во многих отношениях. При вдумчивом, глубокомысленном знакомстве с произведением бросается в глаза россыпь кинематографических новаций и, более того, редкостная свобода владения авторами киноязыком, когда традиционные повествовательные приёмы соседствуют с условностью мюзикла, а эксцентрика восходит к подлинному, причём бескомпромиссному, авангардизму. Вплоть до элементов хеппенинга! Даже Уолту Диснею не снилось такое обилие шалостей и проказ, которые всё равно учат доброте и мудрости…
Между прочим, выдержать обозначенный баланс всегда являлось сверхзадачей кинематографистов (и вообще художников!), работающих как бы для юной части аудитории. Нечаев и Веткина заметно усилили сатирическое начало литературного первоисточника, придававшее ему особое очарование. Движущей силой игровых «Приключений Буратино» являются замечательные композиции на музыку Алексея Рыбникова и стихи Юрия Энтина и Булата Окуджавы, не просто задающие тон и заводной ритм, а – иносказательно комментирующие события. Скажем так, почти как зонги Бертольда Брехта – только с задором и изрядной порцией сарказма. Вспомним, например, песни-презентации Карабаса-Барабаса и Дуремара, отлично, как всегда, сыгранных Владимиром Этушем и Владимиром Басовым. Или уморительный дивертисмент, когда «хромая» лиса Алиса и «слепой» кот Базилио2 начинают с призыва «Не прячьте Ваши денежки по банкам и углам», а завершают – форменным побоищем из-за пяти золотых, тайно откопанных на поле чудес в Стране дураков. Таким образом, беспечное представление оборачивается глубокомысленной, именно поучительной (вопреки неприязни самого Буратино к нотациям со стороны Мальвины и пауков в тёмном чулане!) притчей о добре и зле, благородстве и коварстве, бескорыстии и жажде наживы, а также о том, как полезно ходить в школу и верить в то, что создан на радость людям.
.
__________
1 – На тот момент – дебютанткой, но картина заложила основы для их долгого и плодотворного сотрудничества.
2 – В отличном, бесконтрольно фееричном исполнении супружеской четы – Елены Санаевой и Ролана Быкова.
Прим.: рецензия впервые опубликована на World Art
Добавить комментарий