Приключения кота Фрица / Fritz the Cat (1972)

Приключения кота Фрица / Fritz the Cat (1972): постерПолнометражный фильм.

Другие названия: «Кот Фриц» / «Фриц-кот» (варианты перевода названия).

США.

Продолжительность 78 минут.

Режиссёр Ральф Бакши.

Автор сценария Ральф Бакши на основе персонажей, придуманных Робертом Крамбом.

Композиторы Эд Богас, Рэй Шанклин.

Операторы Тед К. Бемиллер, Джин Борги.

Жанр: анимационный фильм, комедия, драма

Краткое содержание
1960-е в разгаре. Фриц (озв. Скип Хиннант) знакомится с тремя девушками, мечтающими приобщиться к прогрессивным контркультурным веяниям, которых приводит на андеграундную вечеринку. Тусовка быстро перерастает в оргию – и именно в этот момент врываются с облавой двое полицейских, Аль (озв. Ральф Бакши) и Ральф (озв. Фил Сюлинг). Находчивый кот пускается в бега.

Роли также озвучили: Джон МакКарри (Блю / Джон / другие голоса), Розетта ЛеНуар (Берта / женщины-вороны), Ральф Бакши (также рассказчик-повествователь), Джуди Энглз (Уинстон Шварц / Ящерица-лидер), Мэри Дин (первая  девушка / вторая девушка / третья девушка / Харриет), Чарльз Спайдэр (патрон бара / Дьюк).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 14.02.2024

Авторская оценка 7/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Приключения кота Фрица / Fritz the Cat (1972): кадр из фильма
Начинающие музыканты

Ральфу Бакши было бы всё-таки несправедливо присваивать статус пионера в области «взрослой» – откровенного эротического содержания – анимации, даже если вести речь лишь о полнометражных мультфильмах. Ранее Эйити Ямамото добился ощутимого успеха «Тысячью и одной ночью» /1969/ и (на пару с Осаму Тэдзукой) «Клеопатрой» /1970/, демонстрировавшимися в том числе за океаном. Другое дело, что «Приключения кота Фрица» произвели эффект разорвавшейся бомбы, многократно1 окупив производственный бюджет, оцениваемый в величину от $700 тыс. до $1,3 млн. Джерри Гросс, владевший независимой нью-йоркской компанией-дистрибьютором Cinemation Industries, наверняка потирал руки от радости, довольный тем, что топ-менеджмент Warner Bros. испугался противоречивого материала и расторгнул с режиссёром контракт. Присвоение рейтинга «X» на поверку – лишь послужило рекламой… Ральф, начинавший карьеру на студии Terrytoons (специализировавшейся на телевизионной продукции), где участвовал в создании сериалов про Гектора Хиткота, Майти Мауса, Человека-паука и др., не просто вышел на качественно иной уровень. Он чуть ли не первым со времён Макса Флейшера отважился бросить вызов диснеевской школе. Особо дотошные зрители распознают в чёрных силуэтах тех, кто радостно приветствуют пилотов самолётов, летящих бомбить мятежное гетто, Микки Мауса, Минни Маус (машет государственным флагом США!) и Дональда Дака.

Приключения кота Фрица / Fritz the Cat (1972): кадр из фильма
Что-то намечается?..

Готов допустить, что Р. Крамб (полное имя – Роберт Деннис) имел веские основания испытать разочарование от результата. Недаром же широко известный (в узких кругах) художник так долго не решался уступить права на рисованного персонажа, придуманного ещё в 1959-м году, а в следующем десятилетии – перенесённого в комиксы. Автор остался недоволен трактовкой интимной стороны похождений любвеобильного кота, но, подозреваю, в ещё большей степени обиделся на выпады в адрес представителей контркультуры. Неслучайно же Бакши наделил своим голосом стража порядка по имени Аль (свинью, как и называли полицейских патлатые бунтари), трепетно относящегося к своим еврейским корням и чтущего традиции иудаизма… Впрочем, блюстителям закона достаётся не меньше, чем афро-американским воронам, разглагольствующим в барах о гражданских правах и готовым учинить массовые беспорядки, вняв призывам случайного уличного «проповедника». Или – чем профессиональным революционерам, вынашивающим в подполье планы о подрыве электростанции, что должно содействовать… бурному социальному прогрессу.

Приключения кота Фрица / Fritz the Cat (1972): кадр из фильма
Вечно не везёт

Ретроспективно кажется, что мультипликатор выбрал верную позицию, вознамерившись создать сатиру не на радикально настроенную молодёжь или на убеждённых консерваторов (людей, как правило, зрелого возраста), а на эпоху целиком, где и те, и другие проявили себя не слишком умно. Отстранившись от обстановки, Бакши предоставил обществу возможность вдосталь насмотреться в зеркало – хотя бы и в кривое, как в комнате смеха. Применение необычных техник (в частности, использование в качестве основы для фона фотографий Нью-Йорка и хроникальных кадров) усилило ощущение аутентичности, а уж влияние стилистики фильма на заокеанских аниматоров – например, на создателей «Симпсонов» и «Южного Парка» – видно невооружённым глазом. Кроме того, Ральфа всё-таки не обвинишь в спекуляции на ещё совсем недавно (в период действия приснопамятного кодекса Хейса) запретных темах. Он остроумно сопоставил социально-политические акции протеста (антирасистские, пацифистские, феминистские и т.п. движения) с сексуальной революцией, нагрянувшей подозрительно синхронно. И по-своему прозорливо заметил, что последняя – безоговорочно победила. Чудом уцелев после взрыва, Фриц категорически зарекается участвовать во всяких глупостях (вроде терактов или коллективного употребления наркотиков) и обещает заниматься отныне только важными вещами. Помехой этим «важным вещам» не становятся даже бинты, в которые несчастный пациент замотан с ног до головы, благо неравнодушные поклонницы (те самые, что успели приобщиться к духу мятежного времени) очутились тут как тут. На волне триумфа картины продюсер Стив Крантц выпустит менее удачное продолжение «Девять жизней кота Фрица» /1974/ (в постановке Роберта Тейлора, без ссылки на Крамба в титрах), а Ральф Бакши продолжит работать над авторскими проектами, в том числе – в жанре фэнтези.

.

__________
1 – Чаще всего упоминается цифра $90 млн. кассовых сборов, включая $25 млн. – пришедшихся на национальный кинопрокат.

Прим.: рецензия публикуется впервые



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Сайт в Google+