Принц Персии: Пески времени / Prince of Persia: The Sands of Time (2010)
Другие названия: «Принц Персии» / «Prince of Persia» (усечённое название).
США.
Продолжительность 116 минут.
Режиссёр Майк Ньюэлл.
Авторы сценария Боаз Якин, Дуг Миро, Карло Бернард по сюжету Джордана Мекнера и на основе видеоигры Джордана Мекнера.
Композитор Гарри Грегсон-Уильямс.
Оператор Джон Сил.
Жанр: фильм действия, приключенческий фильм, кинофантазия
Краткое содержание
Принц Дастан (Джейк Джилленхол) был принят могущественным персидским царём Шараманом (Рональд Пикап) в свою семью ещё мальчишкой-беспризорником. Именно его храбрость и дальновидный ум позволили одержать молниеносную победу, взяв штурмом священный город Аламут, заподозренный в поставках оружия врагам. Однако радость от успехов на поле брани и предстоящей женитьбы на прекрасной принцессе Тамине (Джемма Артертон) омрачается убийством государя. Подозрения падают на приёмного сына — и Дастану приходится бежать вместе с несостоявшейся женой.
Также в ролях: Ричард Койл (Принц Тас), Тоби Кеббелл (Принц Гарсив), Бен Кингсли (Низам), Альфред Молина (Шейх Амар), Стив Туссэн (Сесо), Рис Ричи (Бис), Гисли Орн Гардарссон (предводитель ассасинов).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 30.12.2023
Авторская оценка 8/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Знаменательно, что фильм «Принц Персии: Пески времени» оказался вторым проектом студии Walt Disney Pictures, получившим достаточно строгий рейтинг PG-131, – после «Пиратов Карибского моря: Проклятия «Чёрной жемчужины» /2003/ и, соответственно, последовавших продолжений. Со всей ответственностью (хотя и основываясь на сугубо личных впечатлениях) заявляю: Майку Ньюэллу удалось произвести в приключенческом кинематографе не менее основательный фурор, чем Гору Вербинскому! C поправкой на то, что взамен морской романтики, романтики идущих на абордаж приверженцев «Весёлого Роджера», широкой аудитории предложили таинственный и манящий Восток – Восток сказок тысячи и одной ночи. Руководство кинокомпании и влиятельный продюсер Джерри Брукхаймер верили в триумф, надо полагать, безоговорочно, скрупулёзно разрабатывая проект свыше пяти лет и пойдя на колоссальные производственные затраты – $200 млн.
К сожалению, динамика первых недель проката оказалась не слишком обнадёживающей, и, пусть картину не ждало фиаско (из $336,4 млн. кассовых сборов $90,8 млн. пришлось на национальный кинопрокат), говорить о повторении упомянутого достижения не приходится. А жаль! Здесь не может идти речи о просчётах а-ля Уве Болл, хотя искушённые кинодраматурги Боаз Якин, Дуг Миро и Карло Бернард и отталкивались от сюжета, придуманного самим Джорданом Мекнером – создателем популярной серии видеоигр «Принц Персии». Тончайший, точно вуаль, абрис соответствующей эстетики ощутим едва-едва, являясь лишь одной из многих и многих составляющих запоминающейся, колоритной атмосферы, взывающей к богатейшему культурному наследию, которое не может не вызывать почтения и которое, естественно, не имел права обойти стороной кинематограф. Погружение в древний и таинственный мир очаровывает, а Ньюэлл ещё и не даёт оправиться от стремительности сменяющих друг друга сцен, от зрелищности и динамичного, ударного монтажа боевых эпизодов, изящных и гармоничных, точно прекрасный восточный танец. Даже виртуозные приёмы паркура кажутся старинной техникой! Наконец, введение мотива песков времени, могущих обращать вспять течение событий, позволяет презреть последние условные границы, выйти в сферу всемогущего волшебства.
Вместе с тем талант авторов всё же не даёт отнестись к «Принцу Персии: Пескам времени» исключительно как к развлечению, пусть и выполненному на высочайшем техническом и художественном уровне. Ньюэлл, не приемлющий, как и сам Дастан, компромиссов с совестью, придаёт повествованию пугающе актуальное звучание. Интересно, слышали ли авторы смелую гипотезу, что США2 вторглись в Ирак не только для завладения огромным топливно-энергетическим потенциалом, но и с целью присвоения неразгаданных древних артефактов, действительно обладающих невиданной мощью?! Примерно так же, как могущественная Персия, воспользовавшись надуманным предлогом – поиском оружия массового поражения («укрытых кузниц»)?.. Это покажется не столь фантастичным, если исходить из допущения, что современные Низамы вполне могли последовать примеру… хотя бы Генриха Гиммлера, лично курировавшего соответствующее направление в Третьем рейхе. Напрашивается прямая аналогия с организованной им экспедицией в Тибет в поисках Шамбалы, задачей которой было именно радикальное изменение направления вектора Истории. Завораживает и то, как показана деятельность тайной секты гашишинов (ассасинов), подобных теням и узнающих в безостановочном трансе обо всём, что минуло, есть и только должно произойти: ёмкий символ специальных служб, совершенствовавшихся на протяжении столетий! Неизменными средствами против любых злодеяний во все века остаются голос совести и братская любовь, к которым подлинно великий человек прислушивается обязательно, как и наставлял Дастана мудрый Шараман.
.
__________
1 – С формулировкой «за последовательность эпизодов, насыщенных насилием и действием».
2 – Возможно, по указке тех, кто стоит за (и над!) этой сверхдержавой.
Прим.: рецензия впервые опубликована на сайте World Art (публикуется с незначительными дополнениями)
Добавить комментарий