Притяжение / Prityazhenie (2017)
Полнометражный фильм.
Другие названия: «Притяжение» / «Attraction» (международное англоязычное название) / «Gravity» (вариант международного англоязычного названия).
Россия.
Продолжительность 130 минут.
Режиссёр Фёдор Бондарчук.
Авторы сценария Андрей Золотарёв, Олег Маловичко.
Композитор Иван Бурляев.
Оператор Михаил Хасая.
Жанр: мелодрама, научная фантастика
Краткое содержание
Поднятые по тревоге самолёты ВВС России открывают огонь по неопознанному летающему объекту, оказавшемуся космическим кораблём пришельцев, который, попав в метеоритный дождь, получил повреждения. НЛО совершает аварийную посадку в Москве, в районе Чертаново, в результате чего погибают 232 человека и свыше 500 получают ранения разной степени тяжести. Депутату Государственной думы Михаилу Полескину (Никита Тарасов) и полковнику Владимиру Лебедеву (Олег Меньшиков) дают полномочия установить контакт с представителями инопланетной расы. Чем завершится чрезвычайное происшествие?
Также в ролях: Ирина Старшенбаум (школьница Юлия Лебедева), Александр Петров (Артём), Риналь Мухаметов (пришелец Хэкон, он же Харитон), Евгений Сангаджиев (Питон), Алексей Маслодудов (Женя), Никита Кукушкин (Руслан, он же Рус), Евгений Михеев (школьник Гугл), Антон Шпиньков (школьник Миронов), Евгений Коряковский (учитель), Дарья Рудёнок (школьница Светлана Морозова), Людмила Максакова (бабушка Юлии Люба), Сергей Гармаш (Вице-премьер), Ирина Россиус (телеведущая).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 19.06.2018
Авторская оценка 4/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Создатели фильма преподнесли, спору нет, ценный урок – но в области кинематографического маркетинга. Начиная с премьерного показа рекламного ролика в новостной программе «Вести» телеканала «Россия», кампания по завлечению (так сказать, притягиванию) публики в кинотеатры была проведена безукоризненно. Однако причина завидного (действительно способного вызвать чёрную зависть у коллег, чьи даже достойные кинопроизведения – например, «Время первых» /2017/ – получали приём скромнее) коммерческого триумфа1 заключается не только в этом. Высокой оценки заслуживают эксперты компании Main Road Post. Так, завязка, когда НЛО гигантских пропорций, падая, таранит многоэтажные дома в спальном микрорайоне, приятно удивляет не просто сложностью визуальных эффектов, но и не в последнюю очередь – со вкусом подобранной цветовой гаммой, усиливающей общее настроение. Сотрудничество с оборонным ведомством, предоставившим для съёмок некоторые новейшие образцы военной техники, оказалось во всех смыслах взаимовыгодным, причём прославление достижений отечественного ВПК проведено тонко, без навязчивости. Вместе с тем по прошествии примерно трети повествования начинаешь догадываться, что главный секрет успеха кроется, пожалуй, в безошибочно (с учётом результатов социологических опросов?) подобранной тематике. А точнее, в сочетании сразу нескольких «актуальных» аспектов.
По завершении сеанса, признаться, пребывал в недоумении. Неужели не очевидна скверная игра актёров, ведущих себя перед камерой неправдоподобно (тем самым – лишь подчёркивающих надуманность ситуаций), разговаривающих с фальшивыми интонациями, внутренне малоподвижных? Исключение составляет разве что Сергей Гармаш в образе Вице-премьера – председателя Совета Безопасности Российской Федерации, не слишком довольного развитием событий, но всё-таки прислушивающегося к рекомендациям полковника Лебедева… Неужто схематичность сценария Андрея Золотарёва и Олега Маловичко никого не покоробила? Более глупой череды совпадений, помноженной на малоубедительно прописанные межличностные конфликты (дочери и строгого отца, участников нестандартного «любовного треугольника», местных жителей и «оккупантов»), доводилось видеть в научной фантастике, прямо скажем, нечасто. И что, только я заметил откровенные (на грани плагиата) заимствования из признанных жанровых образчиков? Допустим, персонаж Олега Меньшикова, выслушивающий в заключительных кадрах лекцию об агрессивной социальной среде на Земле, воспринимается чуть ли не шаржем на образ Вирджила Бригмана, вынужденно признававшего (в финале кэмероновской «Бездны» /1989/) правоту предъявленных человечеству претензий. Однако все эти недостатки, надо полагать, пересилили (в глазах кинозрителей) весомые достоинства.
Итак, об актуальности. Вот уж не знаю, можно ли по-прежнему полагаться на распространённое мнение, что большинство посетителей кинотеатров сегодня составляют школьники и школьницы, но вызванный «Притяжением» энтузиазм правильность подобных представлений – косвенно подтверждает. Проблема не в том, что Фёдор Бондарчук взялся поведать историю контакта с внеземным разумом через призму молодёжной мелодрамы, – исключительно в его «смелом» решении опуститься до уровня мышления тинэйджеров, на которых, мол, не действуют проповеди в духе интеллигентного учителя астрономии. И если дебютанту Джо Корнишу, освещавшему борьбу с пришельцами «на районе» в Лондоне, хотя бы не изменило чувство юмора, то наша вариация на ту же (получившую – с подачи BadComedian’а – хлёсткое обозначение «чужой против гопника») тему, проникнута громким пафосом. Мало того что Юлия воспылала пылкими чувствами к таинственному Хэкону (для окружающих – Харитону), так ещё Артём сумел воодушевить толпу ксенофобскими воззваниями. При этом прозрачные намёки на подлинные инциденты (например, на печально известные беспорядки в Западном Бирюлёво) были призваны заострить злободневность подтекста, однако на деле – дополнительно обнажили спекулятивность зрелища. Если верить ленте, соотечественники авторов (из числа как старшеклассников, так и взрослых) ведут себя ещё безответственнее, чем дремучий лесник Акимыч из «перестроечного» мультфильма «Упущенная галактика» /1989/, рассудивший, что нечего начальство беспокоить по пустякам. Да чего уж там! Им бесконечно далеко даже до юного Эллиота из спилберговского шедевра, нашедшего общий язык с забавным гостем из космоса.
.
__________
1 – При производственных затратах порядка RUR350-380 млн. (а с учётом раскрутки – якобы RUR 520 млн.) кассовые сборы превысили RUR 1 млрд.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Добавить комментарий