Призрак / The Ghost Writer (2010)
Полнометражный фильм (премия Европейской киноакадемии, номинации на премии «Сезар», «Гойя»).
Другие названия: «Писатель-призрак» / «Литературный негр» (варианты перевода названия) / «Der Ghostwriter» (ФРГ), «Призрак» / «The Ghost» (Великобритания).
Франция, ФРГ, Великобритания, США.
Продолжительность 128 минут.
Режиссёр Роман Полански («Серебряный медведь» Берлинского МКФ, премии «Сезар», Европейской киноакадемии, приз зрительских симпатий Европейской киноакадемии).
Авторы сценария Роберт Харрис, Роман Полански (премии «Сезар», Европейской киноакадемии) по роману Роберта Харриса.
Композитор Александр Деспла (премии «Сезар», Европейской киноакадемии).
Оператор Павел Эдельман (номинация на «Сезар»).
Премию «Сезар» также получил Эрве де Люз (монтаж; также номинация на премию Европейской киноакадемии).
На «Сезар» также номинировались: Жан-Мари Блондель, Томас Дешонкере, Дин Хамфрис (звук), Альбрехт Конрад (художник-постановщик, также премия Европейской киноакадемии).
Жанр: криминальный фильм, драма, детектив
Краткое содержание
Молодой писатель-призрак (Юэн МакГрегор, премия Европейской киноакадемии), то есть автор, специализирующийся на литературной обработке чужих произведений, в первую очередь мемуаров, соглашается за кратчайший срок отшлифовать текст автобиографии Адама Лэнга (Пирс Броснан) — бывшего Премьер-министра Великобритании. Однако вскоре становится известно, что его предшественник не погиб в результате несчастного случая, а, судя по ряду косвенных улик, был убит. Начинаются серьёзные проблемы и у самого Лэнга, оказавшегося фактически невыездным из США…
Также в ролях: Оливия Уильямс (Рут Лэнг), Ким Кэтролл (Амелия Блай), Тимоти Хаттон (адвокат Лэнга), Том Уилкинсон (Пол Эмметт), Роберт Пью (отставной министр Ричард Райкарт), Джон Бернтал (Рик Рикарделли), Джеймс Белуши (Джон Мэддокс), Илай Уоллак (старик), Морган Полански (женщина в приёмной отеля),
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 10.11.2024
Авторская оценка 8/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Первая экранизация прозы Роберта Харриса, «Фатерлянд» /1994/, осуществлённая в «фантастическом» жанре альтернативной истории и повествующая о гипотетической ситуации, если бы Вторая мировая война не завершилась победой союзников над гитлеровской Германией, показалась невероятно глупой и поверхностной. Другое дело – киноверсия его романа «Призрак» /2007/, обобщившая, судя по всему, профессиональный и личный опыт бывшего репортёра BBC и влиятельного политического обозревателя, сценарий которой он написал совместно с Романом Поланским.
Конечно, скандал вокруг ареста выдающегося режиссёра польского происхождения по давнему обвинению, заставивший его, точно революционера-подпольщика, завершать работу прямо из тюремной камеры, а затем – в условиях домашнего ареста, придал фильму скандальную окраску. Это стало неслыханным подарком судьбы для продюсеров, которые в ином случае едва ли могли рассчитывать на достаточно солидные1 кассовые сборы, которые бы компенсировали производственные затраты в размере €30,8 млн. Но в данном случае участь автора настолько точно (хочется сказать, пугающе точно) ложится на тематику его произведения, что поневоле начинаешь задумываться: а не проговорился ли Роман о чём-то «лишнем», затронув прямые интересы тех, кого для краткости именуют «мировой закулисой»?!
«Призрак» намеренно лишён внешней занимательности: интрига не то чтобы ослаблена2, а демонстративно растянута, насыщена массой как бы избыточных или второстепенных деталей, заставляя вспомнить чуть ли не Микеланджело Антониони с его «ложным детективным мотивом». Создатели заставляют прочувствовать непростое душевное состояние безымянного (в том числе для зрителей!) героя, то ли неотвратимо приближающегося к страшной разгадке, то ли удостоверяющегося в том, что всё – плод расшалившегося воображения или обычное стечение обстоятельств. Даже присутствие Пирса Броснана (так сказать, Джеймса Бонда в отставке) провоцирует появление ложных гипотез. Полански, как искушённый художник, не выставляет напоказ формальные находки, не позволяя и догадаться, что, скажем, американский остров воссоздали в… Германии, а фон для части декораций был виртуальным. Но тем существеннее и неожиданнее видится финальное откровение (иначе не скажешь!), торжественно – с драматичным поворотом с убийством высокопоставленного лица и патетической, «театральной» паузой – озвученное так называемым «литературным негром». Это отнюдь не частный случай. Институт жён и любовниц как агентов влияния или, хуже того, глубоко законспирированных посланников могущественных теневых структур, позволяющих проводить нужные решения методом ненавязчивого внушения, как бы в обход рассудка и сознательных интересов официальных персон, является одной из величайших тайн, издревле охраняемых сильными мира сего. Простым смертным о них ведать негоже, а тем более предосудительно – предавать огласке. Листки злополучной рукописи, разносимые ветром по лондонской мостовой, являются весьма красноречивым образом…
.
__________
1 – Правда, из $60,3 млн. на заокеанский прокат пришлось всего $15,5 млн.
2 – По сравнению хотя бы с такими работами самого постановщика, как «Нож в воде» /1962/, «Китайский квартал» /1974/, «Смерть и девушка» /1994/.
Прим.: рецензия впервые опубликована на сайте World Art
Добавить комментарий