Пули над Бродвеем / Bullets Over Broadway (1994)
Полнометражный фильм.
США.
Продолжительность 98 минут.
Режиссёр Вуди Аллен (номинация на «Оскар»).
Авторы сценария Вуди Аллен, Дуглас МакГрат (номинация на «Оскар»).
Оператор Карло Ди Пальма.
Также на премию «Оскар» номинировались: Санто Локуасто, Сьюзен Боуд (художники-постановщики), Джеффри Кёрленд (художник по костюмам).
Жанр: комедия, криминальный фильм
Краткое содержание
Дэвид Шейн (Джон Кьюсак), разочаровавшись в бродвейских режиссёрах, намеревается осуществить постановку своей новой пьесы «Бог наших отцов» самолично. Продюсеру Джулиану Марксу (Джек Уорден) удаётся найти инвестора в лице… гангстера Ника Валенти (Джо Витерелли), выдвинувшего обязательным условием участие собственной любовницы Олив Нил (Дженнифер Тилли, номинация на «Оскар»). Дебютант не слишком этому рад, однако утешением ему служит тот факт, что главную женскую роль согласилась исполнить легендарная актриса Хелен Синклер (Дайан Уист, премии «Оскар» и «Золотой глобус»).
Также в ролях: Чезз Палминтери (Чич, номинация на «Оскар»), Мэри-Луиз Паркер (Эллен), Роб Райнер (Шелдон Флендер), Трейси Ульман (Иден Брент), Джим Бродбент (Уорнер Пёрселл), Харви Файерстин (Сид Лумис), Стейси Нелкин (Рита), Эди Фалко (Лорна), Деби Мейзар (Вайолет), Малгожата Зайончковская (Лили), Тони Сирико (Рокко), Тони Дэрроу (Альдо).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 16.10.2024
Авторская оценка 6/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Вуди Аллен поведал в интервью, что пригласил старого товарища Дугласа МакГрата поработать совместно над новым сценарием, поскольку время от времени устаёт предаваться сочинительству в одиночку. Выслушав несколько предложенных идей, соавтор остановил выбор на «Пулях над Бродвеем». Жаль, что признанный кинематографист не уточнил, послужил ли источником вдохновения (прямо или косвенно) «Бартон Финк» /1991/… На сеансе пару раз закрадывается крамольная мысль, что именно нашумевшее коэновское детище побудило Вуди на творческий спор – даже если принять на веру утверждение, что Джон Кьюсак надел очки для усиления сходства вовсе не с Джоном Туртурро, а с самим Алленом, который с удовольствием исполнил бы роль Шейна лично, будь помоложе. Впрочем, по завершении сеанса не остаётся сомнений относительно того, с кем опаснее драматургу заводить знакомство: с серийным убийцей, мимикрирующим под страхового агента – рубаху-парня, или же с типичным гангстером, внезапно обнаружившим в себе талант к написанию пьес и воспылавшим страстью к этому неблагодарному роду деятельности.
Преображение Чича, поражающее Дэвида до глубины души, показано по-настоящему остроумно и изобретательно, а уж приглашение Чезза Палминтери1 представляется безошибочным. Будучи чистым продуктом неспокойных, погруженных в криминал улиц Нью-Йорка, он, естественно, куда лучше знает простых людей (от манеры разговаривать до мотивации поступков), но дело ещё и в другом. Телохранитель взбалмошной начинающей актрисы и танцовщицы претерпевает забавную эволюцию – от цепного пса Ника Валенти, оберегающего спокойствие подопечной, до искреннего радетеля за чистоту искусства. Парадокс заключается в том, что иными методами, кроме привычного физического устранения источника неприятностей, тот попросту не владеет… Такой «сюжетный поворот», естественно, не может устроить Шейна, пусть тоже не являющегося ангелом во плоти, но всё же чувствующего ту грань, какую нельзя пересекать ни при каких обстоятельствах. Впрочем, как раз финальный поступок драматурга, осознавшего собственную бездарность (и дело не в образованности, не во владении формальными приёмами), завязывающего с театром и умоляющего Эллен вернуться, не кажется убедительным. Во всяком случае – в том, что касается решения творца порвать с боготворимой Хелен и объясниться со своей девушкой, ушедшей к марксисту-гедонисту Шелдону Флетчеру.
Реконструкция исторических реалий потребовала достаточно ощутимых производственных затрат в размере $20 млн., которые помог компенсировать интерес к картине за рубежом ($24,1 млн. кассовых сборов против $13,4 млн. на внутреннем кинорынке). Вместе с тем Вуди лишь по касательной задевает эстетику ретро и ограничивается тонкими пародийными пассажами в адрес создателей классических гангстерских картин, где кого-нибудь непременно убивали выстрелом в упор рядом с городским водоёмом. Как и братья Коэны, Аллен предаётся рефлексии на извечную тему эстетического отношения искусства к действительности, иронизирует по поводу комплекса великого художника, присущего некоторым коллегам. Ему не откажешь в чувстве юмора и в проницательности, не говоря уже про яркость характеров, сочность диалогов, безупречный вкус. И всё же в «Пулях над Бродвеем» нет той одержимости (на грани сумасшествия!), что покорила в истории колеблющегося, слишком много думающего Финка. Даже несмотря на настигшую Чича закономерную расплату, остаёшься с ощущением хеппи-энда, не так чтобы неотвратимо вытекающего из предшествовавших экранных событий.
.
__________
1 – Между прочим, накануне увидела свет «Бронксская повесть» /1993/, снятая по его автобиографической пьесе.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Добавить комментарий