Пятнадцатилетняя / La fille de 15 ans (1989)
Полнометражный фильм.
Другие названия: «Девушка 15-ти лет» (вариант перевода названия), «Пятнадцатилетняя» / «La fille de quinze ans» (вариант написания названия), «15-летняя девушка» / «The 15 Year Old Girl» (международное англоязычное название).
Франция.
Продолжительность 86 минут.
Режиссёр Жак Дуайон.
Автор сценария Жак Дуайон при участии Жана-Франсуа Гойе и Арлетт Лангманн.
Звучит сочинение Davidsbundelertanze, opus 6 Роберта Шумана в исполнении Джеффа Коэна.
Оператор Каролина Шампетье.
Жанр: драма, мелодрама
Краткое содержание
Пятнадцатилетний Тома (Мельвиль Пупо, номинация на «Сезар» среди самых многообещающих актёров-новичков) откликается согласием на идею отца Вилли (Жак Дуайон) отправиться на каникулы на живописный солнечный остров Ибица. Сын приглашает поехать с ними подругу-сверстницу Жюльетт (Жюдит Годреш), с которой поддерживает тесные платонические отношения. Девушка соглашается.
Также в ролях: Тина Спортоларо.
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 26.10.2018
Авторская оценка 7/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Включение этого фильма в конкурсную программу XVI Московского международного кинофестиваля должно было соответствовать духу времени – свидетельствовать, что в «перестройку» в СССР перестали бояться пикантных тем. К сожалению, жюри под председательством Анджея Вайды картину проигнорировало (главным лауреатом тогда стал Маурицио Никетти с комедией «Похитители мыла» /1989/), да и в самой Франции говорить о шумном зрительском успехе определённо не приходится1. Тем не менее Жак Дуайон не просто подтвердил свою репутацию тонкого психолога, достойного сравнения с Франсуа Трюффо и Луи Малем (оба также обращались – в частности, в «400 ударах» /1959/ и «Зази в метро» /1960/ – к специфическому детско-подростковому миросозерцанию), но и вновь выступил открывателем юных дарований. Неважно, что на счету Жюдит Годреш и Мельвиля Пупо уже было несколько ролей: исполнители раскрылись прирождёнными артистами, умеющими вести себя перед камерой естественно, способными минимумом жестов и слов выразить едва уловимые эмоции. К слову, режиссёр, изрядно рисковавший, отведя себе ведущую взрослую партию, тоже поражает основательностью погружения в образ мужчины средних лет, оказавшегося в непростой жизненной ситуации – столкнувшегося с дилеммой морального толка.
Вряд ли авторы надеялись избежать перекличек с перипетиями небезызвестного романа Владимира Набокова и её экранизацией, осуществлённой Стэнли Кубриком. В какие-то минуты общение Жюльетт, хотя и жалующейся Тома на повышенное внимание со стороны его отца, с Вилли действительно способно напомнить отношения Лолиты и Гумберта Гумберта (до того момента, как Шарлотта погибла в результате несчастного случая), но… если убрать всю психопатологическую подоплёку. Грубо говоря, ни о каком лишении невинности (в разных значениях слова) речи не идёт. Двусмысленность возникает по той причине, что взрослый человек влюбляется без памяти в подругу отпрыска, который, наоборот, договорился с девушкой избегать плотской близости – но из этого не следует, что их не сплачивают взаимные чувства. Имела место измена, не заслуживающая прощения, или минутная слабость, о которой юноша со временем забудет?.. Для Тома и Жюльетт это стало суровым нравственным уроком, однако ситуация ещё меньше, скажем так, красит самого Вилли. Он честно, не пытаясь обелить себя, сообщает о мотивах, толкнувших на связь, признаваясь, что ощущает себя ровесником сына – отроком. И это не свидетельство того, что человек молод душой, смотрит на мир с оптимизмом, подвержен максимализму – это проявление инфантилизма натуры, присущего, как убеждён Жак, не конкретной личности, а многим, слишком многим представителям его поколения. Любопытно, что следом (в «Мести женщины» /1990/) режиссёр обратится к миру представительниц прекрасного пола, тоже чувствующих острое недовольство своей судьбой.
.
__________
1 – В сезоне 1989-го было продано всего 146 тыс. билетов.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Материалы о фильме:
Видеоклуб // Ровесник. – 1990, № 7. – С. 32.
Петрушайтис Вик. Что Бог на душу положит // СКИФ (Спутник кинофестиваля). – 09.07.89, выпуск 2. – С. 8-9.
Материалы о фильме (только тексты)
Добавить комментарий