Раздетые / Razdetyye (1998)
Полнометражный фильм.
Другие названия: «Раздетые» / «Undressed» (международное англоязычное название).
Россия.
Продолжительность 75 минут.
Режиссёр Кирилл Серебренников.
Автор сценария Кирилл Серебренников по пьесе Жоана Казаса.
Композитор Юрий Потеенко.
Оператор Эдуард Кечеджиян.
Жанр: драма, триллер
Краткое содержание
Мужчина (Игорь Мужжухин) и женщина (Вера Новикова) выясняют отношения на чердаке дома, среди старых заброшенных вещей. Он полагает, что приглашение уединиться обещает страстные любовные утехи, но… не всё так просто.
Также в ролях: Стёпа Зайцев, Ваня Зайцев, Мария Миронова.
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 16.12.2024
Авторская оценка 4/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Сравнительно недавно, в середине десятых, в свободном доступе в Интернете появилась картина «Замена собак микшированием» /1993/ – первая серьёзная (полнометражная) попытка Кирилла Серебренникова освоить экранные искусства. Эта адаптация абсурдистской комедии «Урок» Эжена Ионеско позволяет составить приблизительное представление о ранних сценических поисках будущего признанного режиссёра, однако в качестве фильма (даже фильма-спектакля) – не выдерживает никакой критики. По-настоящему серьёзной заявкой покорить киноиндустрию стали «Раздетые», сопродюсером которых выступил Сергей Жигунов, чья супруга Вера Новикова исполнила главную женскую партию (а Мария, юная дочь четы, – отметилась в эпизодической роли). Кирилл лично адаптировал ещё одну пьесу, на сей раз – драматурга Жоана Казаса, не очень известного за пределами Испании, зато принадлежащего в родной Каталонии к числу ведущих знатоков и тонких ценителей творчества Антона Павловича Чехова1. Любопытно, что премьера состоялась в рамках престижного московского (пока не переместившегося в Сочи) кинофестиваля «Лики любви», где постановка Серебренникова оказалась единственным российским кинопроизведением и, в принципе, не затерялась на фоне долгожданных зарубежных премьер: от «Лолиты» /1997/ Эдриана Лайна до «Китайской шкатулки» /1997/ Уэйна Вана.
Впрочем, говорить о якобы произошедшем тогда прорыве в профессиональной карьере было бы преувеличением, и дело отнюдь не в ограниченном производственном бюджете. Создатели фильма честно постарались компенсировать камерность сюжета сочетанием изысканного изобразительного (цветового!) решения, подкреплённого прочувствованной, психологически нюансированной игрой искушённых актёров, с дразнящими, не лишёнными толики эпатажа эротическими моментами. Готов допустить, что подобная установка могла сработать, если б не явное, прямо-таки бросающееся в глаза отсутствие опыта в кинорежиссуре. Серебренников рассуждал в интервью, что стремится преодолеть впитанную с младых ногтей тягу к авторскому кинематографу в надежде покорить популярные жанры, однако в «Раздетых» сказывается незнание элементарных норм киноязыка. В театре установить контакт с аудиторией, вероятно, удалось бы, но экранизация «экзерсисов просто так» (воспользуемся игривым подзаголовком драмы) вызывает сперва недоумение, затем – стремительно растущее раздражение. История кажется не загадочной и инфернальной в своей многовариантности (подразумевается, что три новеллы с участием одних и тех же действующих лиц жёстко связаны между собой), а банально невнятной, поведанной сбивчиво, зато с неприкрытыми художественными претензиями. С тусклыми метафорами и ещё более туманными символами. С «полароидными» фотосниками и ползающими по облезлой стене улитками, которых героиня смачно давит руками. Как следствие, кризис отношений мужчины и женщины, получивших возможность вдосталь пообщаться, отгородившись на чердаке от шумного внешнего мира, так и остался нераскрытым. Сбрасывание исполнителями одеяний, подобранных самим режиссёром-сценаристом-художником по костюмам, не помогло…
.
__________
1 – Вот откуда несчётные отсылки в тексте к наследию нашего великого соотечественника!
Прим.: рецензия публикуется впервые
Добавить комментарий