Разоблачение / Disclosure (1994)
Полнометражный фильм.
Другие названия: «Раскрытие» / «Изобличение» (варианты перевода названия).
Великобритания, США.
Продолжительность 128 минут.
Режиссёр Барри Левинсон.
Автор сценария Пол Аттанасио по роману Майкла Крайтона.
Композитор Эннио Морриконе.
Оператор Тони Пирс-Робертс.
Жанр: драма, триллер
Краткое содержание
Том Сандерс (Майкл Дуглас) с огорчением узнаёт, что повышение, на которое был вправе рассчитывать, не состоится, причём вакантное место заняла Мередит Джонсон (Деми Мур), его бывшая любовница. Новая начальница приглашает подчинённого на деловую встречу, где в память о давних временах пытается соблазнить. Том не поддаётся слабости, а на следующее утро с удивлением узнаёт, что Мередит предъявила обвинения в сексуальных домогательствах. Сандерс решает бороться.
Также в ролях: Дональд Сазерленд (Боб Гарвин), Кэролайн Гудолл (Сьюзан Хендлер), Рома Маффиа (Кэтрин Альварес), Дилан Бейкер (Филип Блэкбёрн), Розмари Форсайт (Стефани Каплан), Деннис Миллер (Марк Льюин), Сьюзи Плэксон (Мэри Энн Хантер), Джозеф Аттанасио (Фурилло).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 19.02.2019
Авторская оценка 7/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
На заре писательской карьеры Майкл Крайтон нередко публиковался под псевдонимами, одним из которых был… Майкл Дуглас. При этом сам Майкл Дуглас (сын Кирка Дугласа, урождённого Иссура Даниловича), помнится, отметился в одной из его собственных постановок – в завораживающей «Коме» /1978/. Совпадение представляется знаменательным! К тому моменту, как беллетрист продал за $1 млн. долларов (между прочим, до выхода книги из печати1) права на экранизацию своего очередного романа, талантливый актёр волей-неволей олицетворял собой жанр эротического триллера. Именно участие «звезды» в значительной степени гарантировало шумный коммерческий успех (при бюджете $55 млн. общемировые кассовые сборы составили $213 млн.), в то время как на ведущую женскую партию рассматривались кандидатуры Мишель Пфайффер и Джины Дэвис. Постановка Барри Левинсона действительно пополнила когорту триллеров, предостерегающих американцев о той опасности, что таят в себе «роковое влечение» и «основной инстинкт», но… Кто ж знал, что спустя какую-нибудь четверть века затронутая в «Разоблачении» тематика окажется настолько злободневной, что кинопроизведение обретёт черты сбывшегося пророчества?..
Ещё Михаил Булгаков в романе «Мастер и Маргарита» с сарказмом обыграл двойное значение (интересно, остаётся ли справедливым подобное утверждение для английского языка?) вынесенного в заголовок слова. Итогом выступления Воланда с подручными на сцене театра Варьете стало, помнится, разоблачение того, кто требовал разоблачения фокуса, а затем – и разоблачение («раз-облачение») зрительниц, вмиг лишившихся полученных от Фагота платьев. Нечто подобное приключается и с Томом, с которого новая начальница и бывшая любовница Мередит в пылу страсти пытается сорвать одежду – и которого же на следующий день берётся изобличать в якобы непотребном поступке, обвинив в домогательствах. При этом адвокатесса глубокомысленно поясняет клиенту, что, когда речь заходит о том, что в англосаксонском праве обозначается термином «sexual harassment», главное – не секс как таковой, но власть. Итогом становится скрупулёзное досудебное разбирательство, где оппоненты излагают все интимные подробности без утайки в надежде обосновать свою невиновность… Жаль, что руководство Warner Bros. не догадалось (не рискнуло?) организовать повторную премьеру в 2017-м году, в свете шельмования продюсера Харви Вайнштейна, потянувшего за собой череду аналогичных скандалов.
Впрочем, Левинсон и Пол Аттанасио копали – вслед за Крайтоном – глубже. Сандерсу потребовалось время, чтобы разобраться (не без помощи анонимного друга, присылающего электронные письма) в истинной подоплёке происшествия, вовсе не сводящейся к комплексам и затаённым обидам мисс Джонсон. На поверку неудавшаяся попытка соблазнения и дальнейшие события оказываются составной частью изощрённого плана избавления от сильного конкурента внутри компании. Причём в высшей степени неслучайно, что речь идёт о передовой отрасли – о производстве персональных компьютеров и комплектующих к ним, по многим параметрам не имеющих аналогов в мире. В какой-то момент противостояние даже переносится в виртуальную реальность: Том надеется обнаружить (и обнаруживает) в базе данных материалы, доказывающие вину Мередит. Авторы подводят к мысли, что старый тезис о тотальной, непрекращающейся на всех уровнях (между государствами, между игроками рынка, наконец, между индивидами, в том числе – якобы трудящимися на общее благо) конкуренции, нисколько не утратил актуальности даже с торжественным провозглашением общества постиндустриального типа. Скорее, наоборот! Формально верх одерживает тот, на чьей стороне правда, но… в желчных словах его антагонистки, заявившей, что уже получила заманчивое предложение о работе и что, не исключено, ещё вернётся, есть изрядная доля истины: такие деловые женщины – хищницы – и в самом деле нарасхват. Любопытно, что Левинсон, познакомив публику с неприглядными аспектами корпоративной культуры, позже возьмётся за большую политику.
.
__________
1 – Поступила на прилавки книжных магазинов в январе 1994-го, за несколько месяцев до премьеры киноверсии.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Материалы о фильме:
Служебный роман по-американски // Видео-Асс Премьер. – 1995, № 30. – С. 4-5.
Киномарафон // Видео-Асс Премьер. – 1995, № 27. – С. 166-167.
Карцева Елена. Весы Фемиды // Видео-Асс Премьер. – 1996, № 33. – С. 140-141.
Материалы о фильме (только тексты)
Добавить комментарий