Развод по-итальянски / Divorzio all’italiana (1961)
Полнометражный фильм (премии «Золотой глобус», Италия и США).
Другие названия: «Развод по-итальянски» / «Развод в итальянском стиле» / «Divorce Italian Style» (международное англоязычное название).
Италия.
Продолжительность 105 минут.
Режиссёр Пьетро Джерми (награда Каннского МКФ, номинация на «Оскар»).
Авторы сценария Альфредо Джаннетти, Эннио Де Кончини, Пьетро Джерми, Агенори Инкроччи (без указания в титрах) по сюжету Альфредо Джаннетти, Эннио Де Кончини, Пьетро Джерми (премия «Оскар»).
Композитор Карло Рустичелли.
Операторы Леонида Барбони, Карло Ди Пальма.
Жанр: комедия, драма, мелодрама
Краткое содержание
Потомственный барон Фердинандо Чефалу (Марчелло Мастроянни, премия «Золотой глобус», США, номинация на «Оскар»), для родных — просто Фефе, живущий в небольшом городке на Сицилии, тайно влюблён в свою невинную юную кузину Анжелу (Стефания Сандрелли) и вскоре узнаёт, что девушка отвечает ему взаимностью. Есть лишь одно препятствие: Фефе женат, а в соответствии с итальянскими законами расторгнуть брак оказывается практически невозможно. После долгих раздумий Фердинандо приходит к выводу, что единственный выход — убить благоверную Розалию (Даниэла Рокка) якобы в состоянии аффекта, защищая поруганную супружескую честь.
Также в ролях: Даниэла Рокка (Розалия Чефалу), Леопольдо Триесте (Кармело Патане), Одоардо Спадару (дон Гаэтано Чефалу), Маргерита Джирелли (Сисина), Анжела Кардиле (Агнезе), Ландо Буццанка (Розарио Муле).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 09.10.2022
Авторская оценка 8/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Пьетро Джерми начинал ещё в славную эпоху неореализма, но вошёл в историю национальной (и мировой!) кинематографии как один из лучших сатириков, с чьими произведениями в немалой степени связывали само понятие «комедии по-итальянски». Федерико Феллини, оценив остроумие коллеги, с сарказмом обрисовавшего ажиотаж, вызванный, вопреки пламенным призывам местного пастора, среди достопочтенных обывателей премьерой чувственной «Сладкой жизни» /1960/1, проницательно окрестил его «великим плотником». То есть Джерми, по представлениям маэстро, был глубоко чужд интеллигентской рефлексии, подчиняя незаурядные формально-драматургические новации2 своих картин занимательности и стремительности развёртывания экранных событий. Вместе с тем эпитет «великий» не кажется преувеличением, косвенно подчёркивая солидный персональный вклад Пьетро в разрушение заскорузлых обычаев, по-прежнему превалирующих над здравым смыслом и веяниями времени, особенно на традиционно консервативном юге страны. Демократизм его произведений, в первую очередь именно «Развода по-итальянски», не мог не вызвать ответного отклика со стороны широких зрительских масс, в том числе далеко от Апеннин (например, в СССР, где аудитория составила 27,8 млн.).
Местами фильм просто невозможно смешон, покоряя и остротой бытовых ситуаций, доведённых до комического абсурда, и рельефностью типажей провинциального сицилийского городка (от почти разорившегося аристократа до грозного мафиози), и даже меткостью социально-исторических характеристик. Вспомним хотя бы мысленно реконструируемую Фефе (в процессе чтения украдкой любовных писем Розалии) эпоху фашизма, когда бедный возлюбленный его жены нёс службу в африканских пустынях!.. Однако искусство существования на экране Мастроянни (и, кстати, молодой Стефании Сандрелли) вызывает тем большее уважение к выдающемуся артисту, что хитроумные придумки и увёртки Фердинандо всё-таки не мешают раскрытию его личной драмы. И не только его! Становится совсем невесело в тот момент, когда якобы уязвлённый в своей чести супруг, методично собиравший анонимки с оскорблениями, вынужден довести задуманное до конца, и жертвой безупречного плана становится в общем-то ни в чём не повинная женщина, пусть глуповатая и наивная, но тоже – искренне жаждавшая любви… Да и невинные души, приученные пуританским окружением к беспрестанному обману, на поверку оказываются не такими уж простыми и искренними. В следующей картине Джерми талант «открытой» им привлекательной актрисы заблистает в полную силу, обнаружив уже подлинную трагедию «соблазнённой и покинутой».
.
__________
1 – Дополнительную пикантность ситуации придаёт тот факт, что в обеих лентах блистательно (хотя и в принципиально разной манере) сыграл Марчелло Мастроянни.
2 – А об их наличии свидетельствуют награда, полученная на Каннском МКФ, и премия «Оскар» за оригинальный сценарий (а также номинации).
Прим.: рецензия впервые опубликована на сайте World Art
Добавить комментарий