Революция / Revolution (1985)
Полнометражный фильм.
Другие названия: «Революция 1776-го» / «Revolution 1776» (рабочее название) / «Revolution 1776» (Норвегия), «Революция: переработано» / «Revolution: Revisited» (новая версия на DVD).
Великобритания, Норвегия.
Продолжительность 126 минут (версия на DVD – 111 минут, режиссёрская версия – 136 минут).
Режиссёр Хью Хадсон.
Автор сценария Роберт Диллон.
Композитор Джон Корильяно.
Оператор Бернард Лутик.
Жанр: приключенческий фильм, драма, исторический фильм, военный фильм
Краткое содержание
Не успел Том Добб (Аль Пачино), неожиданно лишившийся лодки, конфискованной для военных нужд, решить, что делать дальше, как случается новая напасть: сын-подросток Нед (Сид Оуэн) записывается добровольцем армию. Тому также приходится рекрутироваться, несмотря на то, что набирающее силу вооружённое противостояние Британской империи и лоялистов кажется бессмысленным кровопролитием. Впереди — годы лишений.
Также в ролях: Дональд Сазерленд (сержант-майор Пизи), Настасья Кински (Дэйзи МакКоннэхэй), Джоан Плаурайт (миссис МакКоннэхэй), Дэйв Кинг (мистер МакКоннэхэй), Стивен Беркофф (сержант Джонс), Джон Уэллс (Корти), Энни Леннокс (свободная женщина), Декстер Флетчер (повзрослевший Нед Добб), Ричард О’Брайен (лорд Хэмптон), Пол Брук (лорд Дарлинг), Эрик Милота (Мерл), Фелисити Дин (Бетси), Джо Анна Ли (Эми).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 02.05.2017
Авторская оценка 5/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Для английских кинодельцов «Революция» стала примерно таким же жупелом, каким для голливудских – другая историческая постановка, «Врата рая» /1980/. Увидев, как огромную сумму производственных расходов (£19 млн., что примерно соответствовало $28 млн.) списали в убытки1, продюсеры долго не осмеливались предлагать студиям дорогостоящие проекты, хотя бы и с участием «звёзд» мировой величины. И, кстати, Аль Пачино, расстроенный единодушно отрицательной реакций широкой публики и кинокритиков, почёл за благо взять паузу, вернувшись на экран только через четыре года (в отличном триллере «Море любви» /1989/). А режиссёрская карьера Хью Хадсона, ярко заявившего о себе двумя предыдущими картинами (кстати, тоже отмеченными эпическим дыханием), стремительно покатилась под гору. Любопытно, что в 2009-м выйдет (на DVD-носителях) перемонтированная и сокращённая на десять минут версия с новой развязкой и с закадровым текстом, произнесённым выдающимся артистом от лица своего персонажа, которая, впрочем, также не вызовет никакого резонанса.
Считается (и считается, приходится признать, обоснованно), что неудачной была сама концепция. Как вообще лондонец, пусть и носящий подходящую фамилию (между прочим, река Гудзон упоминается в диалогах), посмел взяться за освещение событий войны за независимость США, известной в Соединённых Штатах и под более пафосным названием – Американская революционная война?! Не фильм, а какой-то курьёз. Съёмки прошли в Европе, и даже героиня Энни Леннокс, «звезды» дуэта Eurythmics, поёт песню голосом другой актрисы. С первых же кадров чувствуется, скажем мягко, неприязненное отношение Хью к действиям мятежников, напоминающих беснующуюся, неуправляемую толпу: несчастного Добба, потерявшего жену и всех, кроме одного, детей, сначала лишают собственности, а затем – чуть ли не обманом заставляют записаться в армию. Юная же Дэйзи, верящая всем сердцем в идеалы патриотов колоний, возжелавших независимости, показана наивной девушкой, почти ребёнком, не разбирающимся толком в жизни. То ли дело её мать, ищущая для дочерей выгодные партии среди британских офицеров, или отец, цинично наживающийся на поставках продовольствия! Но тут есть нюанс. Вскоре Тому придётся столкнуться с суровыми нравами англичан – и не только на поле брани: ему ещё повезло, что удалось вызволить из плена отпрыска. Дональд Сазерленд, изобразив сержант-майора Пизи, пополнил персональную коллекцию колоритных негодяев и садистов. Хадсон и сценарист Роберт Диллон отстаивают не такую уж примитивную мысль, напоминая, что война, положившая начало основанию самостоятельного государства – будущей сверхдержавы, была отнюдь не такой, какой её позже «написали» победители в учебниках истории. Хватало бессмысленных жестокостей с обеих сторон, и справедливость, вопреки радужным надеждам ветеранов, после победы не воцарилась: основные лишения вынесли простые люди, а сколотили состояния – представители элиты, все эти торговцы-спекулянты и политики-популисты. И не забудем про рабство. Но… в какой-то момент к тому же Доббу приходит осознание: невозможно, живя в эпоху исторических катаклизмов, придерживаться принципа «моя хата с краю», поскольку именно обыватели, старающиеся сохранить нейтралитет, первыми становятся жертвами. Превратиться в хозяина своей судьбы – вот урок, вынесенный им из революции.
.
__________
1 – В частности, в заокеанском прокате кассовые сборы составили ничтожную величину – $346,7 тыс.
Прим.: рецензия опубликована впервые
Материалы о фильме:
Атлантов Ал. Аль Пачино: реванш после забвения // Видео-Асс. – 1991, № 04. – С. 52-53.
Кудрявцев Сергей. Видеокомпас // Искусство кино. – 1989, № 9. – С. 30.
Материалы о фильме (только тексты)
Добавить комментарий