Русалки / Mermaids (1990)
Другие названия: «Сирены» / «Русалочки» (варианты перевода названия).
США.
Продолжительность 110 минут.
Режиссёр Ричард Бенджамин.
Авторы сценария Джун Робертс по роману Пэтти Дэнн.
Композитор Джек Ницше.
Оператор Ховард Атертон.
Жанр: комедия, драма, мелодрама
Краткое содержание
Рейчел Флэкс (Шер) в одиночку воспитывает двух дочерей, пятнадцатилетнюю Шарлотту (Вайнона Райдер, номинация на «Золотой глобус») и совсем юную Кейт (Кристина Риччи), взяв за правило без сожалений покидать очередной населённый пункт, где возникли малейшие трудности. Поначалу старшей не очень нравится их новый дом, снятый в городке Истпорт, штат Массачусетс. Но постепенно у девушки, внушившей себе, что хочет стать католической монахиней, завязывается роман с местным парнем, двадцатишестилетним водителем школьного автобуса Джо Порретти (Майкл Шёффлинг). А её мама знакомится с Лу Ландски (Боб Хоскинс), владельцем небольшого обувного магазина. Может, это то самое место, где семье будет хорошо?
Также в ролях: Кэролайн МакУилльямс (Кэрри), Джан Майнер (мать настоятельница), Бетси Таунсенд (Мэри О’Брайен), Ричард МакЭлвэйн (мистер Крейн), Пола Плам (миссис Крейн), Досси Пибоди (тренер Паркер), Уильям Пол Стил (босс в Оклахоме), Рекс Трейлер (доктор Рейнолдс).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 01.06.2015
Авторская оценка 7/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Когда съёмки фильма сопровождаются таким количеством скандалов, становящихся достоянием бульварной прессы, это служит неплохой рекламой, но редко способствует высокому художественному уровню кинопроизведения. В данном случае причиной были повышенные требования (не скажем из деликатности «капризы») Шер, которая на правах ведущей «звезды» диктовала продюсерам свои условия. Так, убеждённость в том, что Эмили Ллойд не будет выглядеть (из-за недостаточно тёмных волос) убедительно в качестве дочери её героини, привела к замене исполнительницы на Вайнону Райдер. Зато Эмили, заключившая выгодный контракт (гонорар $435 тыс. и 2,5% от чистой прибыли), подала иск против кинокомпаний Orion Pictures Corporation и Mermaid Productions, отсудив солидную сумму. А Ричард Бенджамин в очередной раз (достаточно вспомнить «Заваруху в городе» /1984/) оправдал репутацию режиссёра, способного сработаться с кем угодно, сменив на съёмочной площадке недостаточно гибких и сговорчивых Лассе Халльстрёма и Фрэнка Оза. Тем удивительнее, что «Русалки» получились на редкость душевной и трогательной мелодрамой, и зрительский успех1 кажется заслуженным.
К слову, Вайнона должна быть искренне благодарна судьбе (даже с учётом того, что «Золотой глобус» в итоге ушёл Вупи Голдберг) за очень интересную роль мятущейся девушки-подростка, всерьёз, несмотря на постоянные напоминания мамы, что по национальности они евреи и что, по идее, должны придерживаться иудейских традиций, ударившейся в католицизм. Не просто проводящей время в молитвах и чтении Священного Писания, но всё настойчивее воображающей себя на месте великих христианских мучениц2… Сценаристка (вообще-то чаще выступающая продюсером) Джун Робертс, с тактом адаптировавшая одноимённый роман Пэтти Дэнн, вышедший из печати в 1986-м, относится к заблуждениям несовершеннолетней максималистки с мягкой иронией. И даже в поступках и воззрениях её родительницы – при всей безалаберности женщины – не обнаруживает никакого криминала. А с юной Кейт, любимой «рыбкой» мамы, связывают надежды на выдающиеся достижения в водных видах спорта! Вот и Лу прекрасно понимает, что представительницам прекрасного пола бесполезно предъявлять претензии – можно лишь принять их всем сердцем и постараться по мере сил помочь в разрешении неизбежных житейских проблем.
Робертс и Бенджамина хочется немного пожурить за то, что в картине остался без должного внимания авторов (по сути, прозвучал мимоходом, отголоском эха) мотив, скажем так, влияния общеполитических реалий на судьбы конкретных людей, рядовых граждан. Весть об убийстве Джона Ф. Кеннеди, погрузившая страну в траур, не обходит стороной захолустный Истпорт – но и никак не отражается на бытовании членов семейства Флэкс… Или именно тем замысел и был ценен для Шер, начинавшей восхождение на вершину Олимпа славы в начале 1960-х и ставшей (в составе дуэта Sonny & Cher) одним из олицетворений эпохи «детей цветов» и «свободной любви»?! В «Русалках» звучит (пусть не так настойчиво, как в «Маске» /1985/ Питера Богдановича) мысль о том, что памятные времена нуждаются если не в критике, то, как минимум, в трезвой оценке с высоты прожитых лет. Предаться ностальгическим воспоминаниям всегда проще, чем постараться извлечь уроки из сделанных ошибок – в надежде, что последующие поколения учтут опыт.
.
__________
1 – Кассовые сборы составили $35,4 млн.
2 – Тенденция доходит до абсурда, когда она, будучи девственницей, посещает гинеколога в убеждённости, что… забеременела от поцелуя с Порретти.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Материалы о фильме:
Судникова Ирина. Ма Шер, она ещё и поёт! // Видео-АСС Экспресс. – 1991, № 6. – С. 45-48.
Семаков Владимир. Ниже ватерлинии // Видео-Асс Премьер. – 1991, № 2. – С. 6.
Видеоклуб // Ровесник. – 1991, № 10. – С. 31.
Эшпай Э. Вайнона Райдер // Видео-Асс Фаворит. – 1993, № 03. – С. 23.
Материалы о фильме (только тексты)
Добавить комментарий