Самый быстрый «Индиан» / The World’s Fastest Indian (2005)
Другие названия: «Самый быстрый «Индиан» в мире» / «Самый быстрый «Индиан» на свете» / «Самый быстрый Indian» (варианты перевода названия).
Новая Зеландия, США, Швейцария, Япония.
Продолжительность 127 минут.
Режиссёр Роджер Дональдсон.
Автор сценария Роджер Дональдсон.
Композитор Дж. Питер Робинсон.
Оператор Дэвид Гилберт.
Жанр: биографический фильм, драма, спортивный фильм
Краткое содержание
Бёрт Манро (Энтони Хопкинс), живущий в новозеландском городке Инверкаргилл, собственноручно усовершенствовал свой мотоцикл марки Indian Scout, выпущенный в 1920-м году. Несмотря на преклонный возраст, проблемы со здоровьем и денежные трудности, он отправляется в США — в штат Юта, где, на дне высохшего солёного озера Бонневилль, устраиваются состязания. Бёрт не сомневается, что самый быстрый в мире «Индиан» поразит всех.
Также в ролях: Джессика Коффил (Уэнди), Джо Ховард (Отто), Крис Уильямс (Тина), Пол Родригес (Фернандо), Кристофер Лоуфорд (Джим Моффет), Энни Уайти (Фрэн), Аарон Джеймс Мерфи (Том), Крис Бруно (Боб), Тим Шэдболт (Фрэнк), Брюс Гринвуд (Джерри), Дайан Лэдд (Ада), Сэгиноу Грант (Джейк),
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 25.04.2020
Авторская оценка 7/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Роджер Дональдсон появился на свет в 1945-м году в Австралии, но переехал оттуда в Новую Зеландию в возрасте двадцати лет. Именно ему было суждено стать своеобразным родоначальником всего современного кинематографа этого островного государства, в числе достижений которого со временем появились, например, работы Джейн Кэмпион и Питера Джексона. Полнометражный дебют Роджера (политическая драма «Спящие собаки» /1977/) стал первым игровым фильмом, созданным в стране за полтора десятилетия, и вызвал большой интерес за границей, в том числе в США. Поэтому решение Дональдсона перебраться в Голливуд, где он сделает неплохую карьеру, создав несколько популярных лент разных жанров (детектив, мелодрама, комедия, боевик) и оказавшись на хорошем счету у «звёзд», едва ли могло вызвать одобрение соотечественников – несмотря на желание не разрывать связь1 со ставшей родной страной. Эти факты во многом проясняют замысел режиссёра-сценариста, который покажется странным или малоинтересным только в том случае, если не прочувствовать особую атмосферу рассказа, не уловить торжественные, величественные нотки, едва заметно прорывающиеся сквозь интонацию – намеренно будничную, лишённую и намёка на громкий пафос. Манро поначалу представляется рядовым новозеландцем (не коренным жителем, а потомком выходцев из Европы), пытающимся хотя как-то разнообразить существование на склоне лет. Единственной вещью, выделяющей Бёрта среди соседей по провинциальному городку, является давняя, не улетучивающаяся почти полвека страсть к мотоциклам, позволяющим наслаждаться быстрой ездой. Впрочем, даже шайка байкеров поначалу относятся к увлечению «единомышленника», как к чудаковатой прихоти старика, выжившего из ума. Так что решение Манро потратить все сбережения и отправиться через океан, чтобы принять участие в состязаниях, воспринимается земляками с изрядной долей скепсиса.
Обстоятельством, способствовавшим художественному2 успеху фильма, стало, безусловно, участие Энтони Хопкинса. Выдающийся актёр, сотрудничавший с режиссёром двумя десятилетиями ранее (историческая драма «Баунти» /1984/), ещё до собственного вознесения на вершину Олимпа славы, словно и не прилагает никаких усилий, воплощая образ человека, обременённого тяжестью прожитых лет, причём в самом прямом, физическом смысле. Если не помнить Хопкинса в образе Ганнибала Лектора в «Красном Драконе» /2002/ – психопата с воистину сверхчеловеческими способностями, а главное, не знать о редкостном таланте перевоплощения «звезды», можно и впрямь решить, что он резко постарел за последние годы. Но тем разительнее гипотетическое внутреннее перерождение Бёрта, внешне-то не претерпевающего никаких метаморфоз, который, преодолев препоны, чинимые судьбой или случаем, презрев насмешки, садится за штурвал мотоцикла, сконструированного на базе допотопного транспортного средства, – и покоряет всех. Съёмки долгих, напряжённых заездов по бескрайней соляной равнине, когда Манро, рискующий получить инфаркт, терпящий жуткую боль, развивает на «Индиане» бешеную скорость, впечатляют, воспринимаясь зримым свидетельством триумфа человеческого духа. В заключительных титрах сообщается, что Бёрт никогда не сдавался, делая свой мотоцикл ещё быстрее, что он возвращался в Бонневиль девять раз, устанавливая многочисленные наземные рекорды скорости, и, наконец, что рекорд 1967-го года для обтекаемых мотоциклов с объёмом двигателя до 1000 кубических сантиметров по-прежнему не побит. Между прочим, впервые личностью Манро Дональдсон заинтересовался ещё в начале карьеры, сняв о нём в 1971-м году небольшой документальный фильм для ТВ. В заголовок тогда была вынесена фраза «Подношения богу скорости», гордо красующаяся в гараже будущего чемпиона, под несчётными приспособлениями, сконструированными в надежде улучшить технические показатели машины – звёря.
Конечно, «Самый быстрый «Индиан» буквально напрашивается на сравнение с небезызвестным фильмом Дэвида Линча, шестью годами ранее поведавшего созвучную, столь же «простую историю» – «историю Стрэйта» (название допускает оба варианта перевода), одинокого старика, отправившегося за три девять земель на древней сенокосилке. Причём Роджер Дональдсон находился в заведомо менее выигрышном положении, поскольку был связан фактами биографии Манро, в то время как американский киноавангардист прозрачно намекал на глобальный, практически вселенский характер поступка персонажа. И всё же это нисколько не помешало автору добиться, вопреки периодически просачивающейся иронии (встретив пожилого indian’а, то есть индейца, чужестранец с гордостью показывает ему The World’s Fastest Indian), ещё и иносказательного звучания. На примере частного, хотя и неординарного, даже уникального, случая замечательно раскрыт феномен самой Новой Зеландии – государства, отделённого от ближайшего материка огромными расстояниями, находящегося словно обособленно от цивилизации, а потому – почти не способного влиять на ход вещей в планетарном масштабе… И тем не менее периодически умудряющегося удивлять удалённые части света своими достижениями, объективные предпосылки для которых, казалось бы, отсутствовали.
.
__________
1 – Что выразилось, в частности, в участии в основании национальной кинокомиссии.
2 – Но, увы, не коммерческому, поскольку общемировые кассовые сборы ($18,3 млн.) не позволили окупить бюджете в размере $25 млн.
Прим.: рецензия впервые опубликована на сайте World Art (публикуется с дополнениями)
Добавить комментарий