Самый длинный день / The Longest Day (1962)
Полнометражный фильм (премия «Давид» Донателло», номинации на «Оскар» и «Золотой глобус»).
Другие названия: «Самый долгий день» (вариант перевода названия).
США.
Продолжительность 178 минут.
Режиссёры Кен Эннакин (британские экстерьерные эпизоды), Эндрю Мортон (американские экстерьерные эпизоды), Бернхард Викки (немецкие эпизоды), Герд Освальд (французские эпизоды, без указания в титрах), Дэррил Ф. Занук (некоторые интерьерные эпизоды, без указания в титрах).
Автор сценария Корнелиус Райан на основе своей книги, авторы дополнительных эпизодов Ромен Гари, Джеймс Джонс, Дэвид Пёрсолл, Джек Седдон.
Композитор Морис Жарр.
Операторы Жан Бургуэн, Уолтер Воттиц (премии «Оскар» и «Золотой глобус»).
Также премию «Оскар» за специальные эффекты получили Р.Э. МакДональд (визуальные эффекты) и Жак Момон (звуковые эффекты).
Также на «Оскар» номинировались: Тед Хэворт, Леон Барсак, Винсент Корда, Гэбриел Бехир (художники-постановщики), Сэмюэл Э. Битли (монтаж).
Жанр: фильм действия, драма, исторический фильм, военный фильм
Краткое содержание
Генерал Дуайт Эйзенхауэр (Генри Грейс), возглавляющий Главное командование союзных сил, взвесив на совещании доводы за и против, оценив сложный погодный фактор, состояние сил противника, принимает решение о высадке в Нормандии. Таким образом, днём Д становится 6-е июня 1944-го года. Основному событию предшествует заброска в тыл неприятеля (на планёрах и парашютах) нескольких подразделений специального назначения. Все понимают: значение стратегической операции «Оверлорд» колоссально…
Также в ролях: Эдди Альберт (полковник Томпсон), Пол Анка (Рейнджер армии США), Ред Баттонс (рядовой Джон Стил), Мел Феррер (генерал-майор Роберт Хейнс), Генри Фонда (бригадный генерал Теодор Рузвельт-мл.), Александер Нокс (бригадный генерал Уолтер Б. Смит), Родди МакДауэлл (рядовой Моррис), Джон Мейллон (адмирал Алан Г. Кирк), Сэл Минео (рядовой Мартини), Роберт Митчем (генерал-майор Норман Д. Кота), Эдмонд О’Брайен (генерал-майор Рэймонд О. Бартон), Роберт Райан (бригадный генерал Джеймс М. Гэйвин), Джордж Сигал (Рейнджер армии США), Род Стайгер (командующий эскадренного миноносца), Николас Стюарт (генерал армии Омар Н. Брэдли), Роберт Уогнер (Рейнджер армии США), Джон Уэйн (подполковник Бенджамин Х. Вандерворт), Стюарт Уитман (лейтенант Шин), Ричард Беймер (рядовой 82-й воздушно-десантной дивизии), Патрик Барр (груп-капитан Джеймс Стагг), Ричард Бёртон (старший лейтенант авиации Дэвид Кэмпбелл), Шон Коннери (рядовой Фланаган), Лео Дженн (бригадир Эдвин П. Паркер), Саймон Лэк (маршал авиации Траффорд Ли-Мэллори), Кеннет Мор (капитан Колин Мод), Тревор Райд (генерал Бернард Лоу Монтгомери), Джон Робинсон (адмирал Бертрам Рамсей), Ричард Тодд (майор Джон Говард), Фрэнк Финлей (рядовой Коук, без указания в титрах), Арлетти (мадам Борро), Жан-Луи Барро (отец Луи Руллан), Бурвиль (мэр Кольвиль-сюр-Мер), Ирина Демик (Жанин Буатар), Кристиан Маркан (фрегат-капитан Филипп Кьефе), Мадлен Рено (мать настоятельница), Жорж Ривер (сержант Ги де Монлор), Жан Серве (контр-адмирал Жаньяр), Мишель Дюшоссуа (без указания в титрах), Ханс Кристиан Блех (майор Вернер Плускат), Вольфганг Бюттнер (генерал-лейтенант Ханс Шпайдель), Герт Фрёбе (сержант Каффеканне), Пауль Хартманн (генерал-фельдмаршал Герд фон Рундштедт), Вернер Хинц (генерал-фельдмаршал Эрвин Роммель), Курд Юргенс (генерал пехоты Гюнтер Блюментритт), Рихард Мюнх (генерал артиллерии Эрих Маркс), Эрнст Шрёдер (генерал-оберст Ганс фон Зальмут), Вольфганг Прайс (генерал-майор Макс-Йозеф Пемсель.
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 05.12.2021
Авторская оценка 7/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Фильмы, посвящённые тем или иным событиям Второй мировой войны, включая эпические кинополотна, выходили на экраны и прежде, причём в разных странах (не исключая, разумеется, Советский Союз). Однако именно Дэррилу Ф. Зануку удалось сотворить своего рода эталонное кинопроизведение такого рода, на которое волей-неволей приходится ориентироваться всем, кто обращается к масштабным битвам, развернувшимся тогда на разных континентах, на просторах мирового океана и в воздушном пространстве. «Самый длинный день» занял в представлении американцев (да и у массового западноевропейского зрителя) такое же место, какое по праву отведено нашими соотечественниками «Освобождению», притом что заметно уступает, на мой взгляд, постановке Юрия Озерова в художественном отношении. Затраченные колоссальные средства (в разных источниках фигурирует цифра от $7,75 млн. до $10 млн.) того стоили! Помимо триумфа в национальном кинопрокате1 влиятельный продюсер наслаждался не меньшим резонансом во Франции и Италии, где картина взметнулась (с результатом соответственно 8,9 млн. и 11,3 млн. человек) на вершину киночарта, и даже в ФРГ. Правда, там ленте пришлось довольствовать «всего лишь» третьим местом (5 млн. проданных билетов).
Последнее обстоятельство принципиально. Причиной безоговорочного успеха послужила не только ставка на старый добрый Большой Голливудский стиль, подразумевающий упор на зрелищность и приглашение максимального количества кинозвёзд. Занук не ошибся с выбором литературной основы, не пожалев $175 тыс., чтобы перекупить права на одноимённую книгу Корнелиуса Райана2. Автор, как известно, подошёл к написанию своего труда очень ответственно, исследовав доступные официальные документы и взяв свыше трёх тысяч интервью у участников операции. Даррил постарался углубить выбранный подход, дополнительно пригласив для адаптации первоисточника в сценарий опытных кинодраматургов разных национальностей – и выдержал тот же принцип в процессе съёмок. Это действительно обеспечило достаточно высокую степень правдоподобия и, вопреки опасениям, не помешало выдержать повествование в единой (местами – приближенной к кинохронике, чему способствовало чёрно-белое изображение) стилистике. Соблюсти достоверность помогло привлечение и внушительного числа консультантов (их перечень в финальных титрах занял немногим меньше места, чем список именитых актёров и актрис!), и исполнителей из числа ещё достаточно молодых ветеранов боевых действий. Особенно поразителен пример Ричарда Тодда, участвовавшего в бою за Бенувильский мост (вскоре, 26-го июня того же года, будет переименован в Пегас) в звании лейтенанта, а получившего роль майора Джона Ховарда, командовавшего диверсионной акцией.
Конечно, не всем знаменитостям удалось воплотить мало-мальски глубокие образы, присутствие же некоторых – и вовсе вызывает недоумение. Так, приглашение Джона Уэйна, чей возраст перевалил за пятый десяток, а физическая форма оставляла желать лучшего (не соответствовала требованиям, предъявляемым к офицерам ВДВ), спровоцировало недовольство самого Бенджамина Вандерворта, которому в момент проведения операции «Оверлорд» было лишь двадцать семь лет. Да и Роберт Митчем явно перестарался, демонстрируя бесстрашие бригадного генерала Нормана Коты, не расстающегося с сигарой на Омаха-Бич, и темпераментная игра Шона Коннери (только готовившегося покорить публику в обличии агента 007) местами отдаёт не совсем уместным комизмом. Вообще «бытовые» зарисовки, призванные показать психологическое состояние бойцов накануне Дня Д, требовали более тщательной проработки. А вот сцены боёв – по-настоящему впечатляют! И дело не только в многотысячной массовке, обилии стрельбы, взрывов, дыма и копоти. Отдавая должное Главному командованию союзных сил, героизму солдат и офицеров, кинематографисты не обходят стыдливым молчанием неисчислимые накладки и просчёты, обернувшиеся серьёзными людскими потерями, притом что и противник (включая фюрера, принявшего снотворное) оказался не на высоте. И в обыденной-то жизни подчас поражаешься странным стечениям обстоятельств, в условиях войны же любая случайность грозит вылиться в трагедию. Роммель оказался прав, высказавшись в том духе, что «первые сутки вторжения станут решающими» – что «для союзников, но также и для немцев, это будет самый длинный день». Гладко было на бумаге, да забыли про овраги… Впрочем, данный мотив прозвучит куда острее и тоньше в экранизации другого райановского детища – в картине «Мост слишком далеко» /1977/ Ричарда Аттенборо. А Сэмюэлу Фуллеру и Стивену Спилбергу (имеются в виду мощные эпизоды фильмов «Большая красная единица» /1980/ и «Спасти рядового Райана» /1998/), пожалуй, удастся превзойти предшественников в части драматизма и реалистичности показа событий, имевших место 6-го июня 1944-го года. В завершение отмечу в качестве казуса, что блокбастер получил прямое продолжение под названием «Вверх с пляжа» /1965/, почему-то не пользовавшееся коммерческим спросом и ныне практически забытое.
.
__________
1 – $17,6 млн. прокатной платы (больше по итогам сезона принёс только «Лоуренс Аравийский» /1962/ Дэвида Лина), а в 1969-м состоялся повторный выпуск.
2 – Опубликована в 1959-м издательством Simon & Schuster (на русском языке – в переводе В.П. Викторова – доступна с 2004-го).
Прим.: рецензия публикуется впервые
Материалы о фильме:
Деламар Жиль. Кто такие «каскадёры»? // Ровесник. – 1965, № 1. – С. 14-15.
Отвечаем на все вопросы // Ровесник. – 1970, № 5. – С. 16-17.
Гинзбург Лев. «Самый длинный день» // На экранах мира. Выпуск 1. – М.: Искусство, 1966. – С. 141-146.
Материалы о фильме (только тексты)
Добавить комментарий