Семь кабинок / Sem kabinok (2007)

Семь кабинок / Sem kabinok (2007): постерПолнометражный фильм.

Другие названия: «7 кабинок» (вариант написания названия), «Семь кабинок» / «Seven Toilet Cubicles» (международное англоязычное название).

Россия.

Продолжительность 91 минута.

Режиссёр Дмитрий Месхиев.

Автор сценария Никита Питерский.

Композитор Святослав Курашов.

Оператор Александр Демьяненко.

Жанр: комедия, криминальный фильм

Краткое содержание
Два бандита средней руки, Олег (Михаил Евланов) и Штрих (Сергей Козик) должны сделать элементарное дело – достать из третьей кабинки женского туалета компакт-диск с записью ценной программы, украденный и оставленный там Татьяной (Наталья Бурмистрова). Что в этом сложного? Что может пойти не так? Оказывается, много чего…

Также в ролях: Фёдор Бондарчук (Диллер), Алексей Барабаш (Алеша), Наталья Суркова (Людок), Артур Ваха (наёмный убийца), Александр Яценко (наркоман), Сергей Перегудов (Слива), Хельга Филиппова (Валерия Павловна), Кристина Кузьмина (полуголая официантка), Михаил Евланов (Олег), Павел Бадыров (Виктор Павлович), Олег Андреев (охранник), Ольга Лысенкова (уборщица).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 24.02.2024

Авторская оценка 6/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Семь кабинок / Sem kabinok (2007): кадр из фильма
В помещении с семью кабинками

Военная драма под названием «Свои» /2004/ оказалась прорывом не только для Дмитрия Месхиева лично. По моему глубокому убеждению, фильм остаётся одним из лучших отечественных кинопроизведений за весь постсоветский период. И вдруг – нечто не просто противоположное, но, кажется, совершенно несоизмеримое. Ни жанрово, ни тематически, ни как бы априори – по художественному уровню. На последнее (из перечисленных трёх) предположение навевал кричаще безвкусный и вычурный рекламный ролик, словно призванный отпугнуть тех зрителей, кто всё же решится пойти в кинотеатр. У кого не вызовут раздражения обилие мелькающих «модных» словечек (трэш, гламур, криминал и прочее) и… Фёдор Бондарчук, одетый намеренно аляповато и неудачно манерничающий?! К счастью, худшие опасения не оправдались. И даже «самый модный кинематографист современной России» на поверку появляется в камео, недолго изображая придурковато заикающегося Дилера, предлагающего дозу суеверному наркоману – непременно из закладки под номером 5.

Семь кабинок / Sem kabinok (2007): кадр из фильма
Горе-любовники

Итак, семь кабинок, в одной из которых запрятан типичный хичкоковский «макгаффин» – компакт-диск. Помнится, Жан-Пьер Мельвиль избрал в качестве эпиграфа для «поляра» «Красный круг» /1970/ слова, будто бы произнесённые Буддой: «Люди, даже не зная друг друга, должны однажды встретиться; с каждым из них может произойти что угодно, пока они идут разными дорогами, но в назначенный день они неотвратимо сойдутся в красном кругу». Аналогом такого вот «красного круга» в родных реалиях как раз становится, согласно идее Месхиева и сценариста-дебютанта Никиты Питерского, дамская уборная популярного ночного клуба, находящаяся на ремонте. Судьбе (или Случаю, или…) именно там суждено свести вместе компанию разношёрстных персонажей. Танцовщица с ласковым прозвищем Котёнок и чуть наивный повар Алёша, уединяющиеся для романтических свиданий… Парочка горемычных бандитов, теряющих спокойствие по мере того, как приходит осознание, что злополучный диск найти не так-то просто… Наркоман, пребывающий в наркотическом забытьи, явно не рассчитав с дозой… И ряд иных действующих лиц, появление которых становится сюрпризом для публики. Абсурдность происходящего не противоречит тому, чтобы стремительно развёртывающиеся события способствовали – именно благодаря кажущейся нешуточности ситуации – вспышкам гомерического смеха в зрительном зале. Образ наполовину разгромленного женского туалета постепенно, причём без нажима со стороны авторов, превращается в символ. А что вообще наша жизнь? Игра?! Проще, гораздо проще. Стечение нелепых обстоятельств, на поверку творимых людьми самим себе, чаще – даже не подозревая о том. И семь кабинок – не менее примечательный и точный образ, знаменующий собой бесчисленные неожиданности, коими щедро усыпан путь любого на этом свете. Если не обращать внимания на намеренно глумливую интонацию, приведённые Месхиевым и Питерским совпадения – из той же серии, что и роковой поступок Аннушки, разлитое которой масло сыграло печальную роль в участи гражданина Берлиоза…

Семь кабинок / Sem kabinok (2007): кадр из фильма
Пришли забрать своё

Таким образом, всё то, что принято подразумевать под жаргонным словом «стёб», не является для авторов самоцелью. Как и «Жмурки» /2005/ Алексея Балабанова1, «Семь кабинок» воспринимаются остроумным, пусть местами желчным, комментарием на злобу дня. Ещё одной попыткой подвести итог бурного периода развития дикого капитализма в нашей стране, вроде как успевшей в нулевые напялить более модную маску – внешней благопристойности и преуспевания. Ну, не смехотворны ли все эти разборки с заведомо ясным исходом, который, если верить титру на полу туалета, тоже не станет финалом?! Именно в данном смысле и следует понимать официальную характеристику ленты как «антигламурной комедии». Антигламурной, то есть – направленной на ниспровержение дутого пафоса «новых русских» разного калибра и решительное сведение шика, лоска, блеска. Вместе с тем Месхиев не склонен к призывам о необходимости самоуничижения или, хуже того, актов публичного самобичевания, что парадоксальным образом роднит «Семь кабинок» со «Своими». После сеанса не возникает чувства стыда за наш якобы убогий быт или недостойный образ жизни, с извечной опорой на «абы как» и «наобум». Антигламурность не равна антипатриотизму: свои ведь люди, уж что скрывать?..

Семь кабинок / Sem kabinok (2007): кадр из фильма
Теряют терпение

И всё же есть нечто, что не позволяет оценить новую работу Дмитрия Месхиева, остроумную и по замыслу, и по исполнению, более высоко. Подозреваю, что, появись «Семь кабинок» хотя бы на десять лет раньше, лента б вызвала нерядовой международный резонанс. И куда сильнее поразила бы драматургическим построением. Беда в том, что за минувшее время направление в кинематографе, порождённое «Криминальным чтивом» /1994/, успело себя несколько исчерпать. Помимо самого Квентина Тарантино блеснули его одарённые единомышленники из Великобритании, Франции, Мексики, Японии, не говоря уже про США. И в данном отношении «наш ответ Квену», давно (в опережение подражателей и последователей) переключившемуся на другое, выглядит запоздалым. Так и подмывает перефразировать товарища Сталина2: и на этом нужнике Вы хотите обогнать Голливуд?

.

__________
1 – Александр Яценко, сыгравший у него скромного героя-любовника («Мне не больно» /2006/), почти неузнаваем в облачении юного неудачника, подражающего Децлу и предающегося вуайеризму, «ширяясь» в отхожем месте.
2 – Имеется в виду анекдот про вождя народов – про то, как Сталину показали фильм «Смелые люди», а он якобы похвалил:
– Хорошо артист Грибов скачет на лошади!»
– Товарищ Сталин, это рирпроекция, – пояснил ему Большаков.
– А что такое рирпроекция?
– Грибов сидит на табуретке и подпрыгивает, а сзади под это подложен фон.
На что Сталин удивился:
– И на этой табуретке вы хотите обогнать Голливуд?

Прим.: рецензия впервые опубликована на сайте World Art (публикуется с дополнениями)



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Сайт в Google+