Семь психопатов / Seven Psychopaths (2012)
Другое название: «7 психопатов» (вариант написания).
Великобритания.
Продолжительность 110 минут.
Режиссёры Мартин МакДонах.
Автор сценария Мартин МакДонах.
Композитор Картер Бёрвелл.
Оператор Бен Дэвис.
Жанр: комедия, криминальный фильм
Краткое содержание
Сценарист Марти Фаранэн (Колин Фаррелл) никак не может закончить написание сценария фильма под названием «Семь психопатов», пытаясь бороться с творческим кризисом при помощи спиртного. Его лучший друг, актёр Билли Бикл (Сэм Рокуэлл), в ожидании предложений зарабатывающий тем, что на пару с престарелым Гансом Грубером (Кристофер Уокен) ворует домашних собак, которых затем возвращает хозяевам за вознаграждение, предлагает помощь. Однако в этот момент приятели ввязываются в пренеприятную историю, поскольку похищенный накануне ши-тцу является любимым пёсиком гангстера Чарли Костелло (Вуди Харрельсон), не отличающегося психической уравновешенностью.
Также в ролях: Том Уэйтс (Захариа Ригби), Эбби Корниш (Кэйа), Ольга Куриленко (Анджела), Зелико Иванек (Пауло), Линда Брайт Клей (Майра), Лонг Нгуен (вьетнамец-буддист), Гарри Дин Стэнтон (квакер), в эпизоде Криспин Гловер (присяжный в зале суда, без указания в титрах).
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 01.05.2013
Авторская оценка 7/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Дебютная постановка Мартина МакДонаха, невзирая на массу положительных отзывов и чуть ли не «культовый» статус, не вызвала у меня восторга – и его вторую картину ждать с нетерпением особых причин, соответственно, не было. Получился, как говорится, приятный сюрприз – приятный настолько, что заставил всерьёз задуматься над тем, не стоит ли ещё раз, более внимательно пересмотреть «Залечь на дне в Брюгге» /2008/?.. Или дело как раз в том, что на сей раз МакДонах, хоть и вновь пригласил Колина Фаррелла на роль своеобразного Альтер-эго, не то чтобы уделил национальным мотивам меньше внимания – скорее, отвёл им ровно то место, какое следует. Грубо говоря, если заходит речь об ирландце, у того непременно будут проблемы с алкоголем, итало-американец окажется главой мафиозной группировки, а вьетнамец, попав в США, продолжит вести личную войну. Но… подобные стереотипы намеренно доведены автором до абсурда. Как и ряд стереотипов иных, не менее живучих.
«Семь психопатов» – типичный постмодернистский экзерсис, в котором с изрядной долей сарказма подвергается сомнению фундаментальное разделение категорий «автор» и «описываемое событие», постулировавшееся, как минимум, с наступлением нового времени. Фаранэн, собирая материал, и хотел бы ограничиться изучением архивов и газетных заметок с их последующей обработкой, но приходится волей-неволей стать участником самых экстраординарных событий. Когда объединили усилия ветераны Ealing Studios и труппы «Монти Пайтон»1, ситуации с нелепыми покушениями на старушек и похищениями собачонок казались плодом воображения не в меру разошедшихся юмористов. Кто ж знал, что в Лос-Анджелесе возможно и не такое?! Обессилевшему творцу достаточно оглянуться вокруг – и мир с готовностью поведает о весьма колоритных личностях, живущих по соседству. В частности, психопатами под номерами 1 и 7 может оказаться один и тот же, хорошо знакомый человек, и даже персонаж не слишком правдоподобной байки про квакера-мстителя внезапно объявится собственной персоной…
Что же хотел сказать нам кинематографист, по мере развития сюжета то и дело прозрачно намекающий, что мы смотрим вовсе не заурядную комедию положений? Что реальность полна душевнобольных, которых не всегда легко опознать по несоответствующему суровому статусу пристрастию к ши-тцу и старому, вечно заклинивающему пистолету или по постоянно носимому на руках кролику2? Что, говоря словами Владимира Высоцкого, «бывают психи разные» – и каждый сходит с ума по-своему? Что истинный художник, за какую бы тему ни брался, должен быть готов к тому, что придётся, скажем так, погрузиться в материал больше, чем рассчитывал?.. И это без учёта того, что МакДонах щедро рассыпает на протяжении повествования пародийные аллюзии на прославленные гангстерские боевики3 и, словно специально дразня либералов, едко высмеивает идеологические штампы о Кубе и Вьетнаме. Иными словами, фильм открыт для интерпретаций – для свободного подключения зрителя к увлекательному процессу сочинительства подобно тому, как Марти в итоге соглашается принять в соавторы готовящегося сценария Билли и Ганса. А можно просто получать эстетическое удовольствие, наблюдая за злоключениями творческих работников Голливуда, уголовных элементов, безработных мошенников и залётных маньяков, разыгранными с задором и упоением, тем более что законы жанра (включая кульминационную перестрелку) в итоге берут своё. Да и проблемы у Фаранэна, судя по заключительным кадрам, только начинаются… Однако не слишком тёплый приём картины широкой аудиторией (общемировые кассовые сборы оцениваются в $23,49 млн. при бюджете $15 млн.), не говоря уже о нежелании режиссёра-сценариста повторяться, делают появление продолжения маловероятным.
.
__________
1 – Имеется в виду, естественно, «Рыбка по имени Ванда» /1988/.
2 – Актёр и певец Том Уэйтс вернулся к излюбленному амплуа.
3 – От «Крёстного отца» /1972/ до телесериала «Подпольная империя».
Прим.: рецензия публикуется впервые
Добавить комментарий