Семейка Тененбаумов / The Royal Tenenbaums (2001)
Другие названия: «Семья Тененбаумов» / «Семья Ройала Тененбаума» (варианты перевода названия).
США.
Продолжительность 110 минут.
Режиссёр Уэс Андерсон.
Авторы сценария Уэс Андерсон, Оуэн Уилсон (номинация на «Оскар»).
Композитор Марк Мазерсбо.
Оператор Роберт Д. Йомен.
Жанр: комедия, драма
Краткое содержание
Ройал Тененбаум (Джин Хэкмен) искренне гордился своими детьми: Чес (Адам Асланян-Персико) с младых ногтей освоил премудрости финансиста, Ричи (Арианна Туртурро, в титрах как Amedeo Turturro) добился выдающихся успехов на теннисном корте, а Марго (Ирина Горовая) удостоилась награды за сочинённую пьесу. Вот только всё это — в прошлом, да и глава фамилии много лет не видел никого из родственников. Чтобы вернуться домой, он сообщает дражайшей половине Этелине (Анжелика Хьюстон), что неизлечимо болен — и что хотел бы провести последние недели с близкими. Супруга, естественно, соглашается…
Также в ролях: Гвинет Пэлтроу (Марго Тененбаум), Бен Стиллер (Чес Тененбаум), Люк Уилсон (Ричи Тененбаум), Оуэн Уилсон (Илай Кэш), Дэнни Гловер (Генри Шерман), Билл Мюррей (Рейли Сент-Клер), Эндрю Уилсон (отец-фермер / Текс Хэйуорд), Алек Болдуин (рассказчик-повествователь, озв.), Сеймур Кассел (Дасти), Ларри Пайн (Питер Брэдли), Уэс Андерсон (комментатор, озв., без указания в титрах).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 15.05.2023
Авторская оценка 7/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
По ранним фильмам Уэса Андерсона хорошо видно, как кинематографист взрослел – взрослел в психологическом, а не только в физическом плане. «Бутылочная ракета» /1996/, как и одноимённая коротрометражка (вышедшая двумя годами ранее и, собственно, взятая за основу при разработке более обстоятельной истории), пронизана почти детской бесшабашностью. «Академия Рашмор» /1998/ – посерьёзнее, поскольку Максу Фишеру хочешь не хочешь приходится думать о том, как окончить школу. «Семейка Тененбаум», таким образом, воспринимается первой зрелой (почти зрелой?) работой режиссёра, вновь написавшего сценарий на пару с Оуэном Уилсоном. Разумеется, процесс возмужания шёл непросто. Чего только стоят трения на съёмочной площадке с Джином Хэкменом, выплеснувшиеся на страницы прессы, причём функцию защитника Уэса взял на себя Билл Мюррей, сам известный скандалист… Тем не менее, пожалуй, именно в этом фильме, с энтузиазмом встреченном публикой (при бюджете $21 млн. кассовые сборы составили $71,4 млн.), окончательно сформировался уникальный андерсоновский стиль, который в дальнейшем будет шлифоваться и уточняться.
Для авторов было чрезвычайно важно, хочется сказать, сублимировать страх пережить свою славу – однажды проснуться и обнаружить, что репутация вундеркиндов осталась в далёком прошлом, а новых достижений не предвидится. Марго, считавшаяся талантливым кинодраматургом, днями напролёт прозябает в ванной, втайне от супруга (вполне преуспевающего невропатолога Рейли Сент-Клера) выкуривая сигарету за сигаретой. Чес, рано став вдовцом, помешан на безопасности, что вряд ли идёт на пользу воспитанию маленьких сыновей. Наконец, Ричи, пережив досадную неудачу на теннисном корте, отправился в кругосветное плавание, забрасывая лучшего друга Элая Кэша сообщениями о том, какие нежные чувства питает к сводной сестре. Никто с них, естественно, не снимает персональной ответственности, но хотя бы отчасти вина за текущее состояние лежит на родителях, поскольку Ройал (имя, как ни забавно, означает ‘королевский’) сделал всё, чтобы дискредитировать себя как отца, – и давным-давно живёт отдельно. С другой стороны – тогда главе фамилии под силу попытаться исправить ошибки, не допустив окончательного (пусть формального) распада семьи, поскольку дражайшая половина Этелина подумывает принять предложение руки и сердца, прозвучавшее от Генри Шермана. Повзрослевшие дети действительно возвращаются домой, но… кто обещал, что налаживание отношений будет безмятежным и безболезненным?
Уэс Андерсон, несмотря на то что черпал вдохновение в серьёзных произведениях литературы и кинематографа1, прилагает неимоверные усилия к тому, чтобы обрисованный конфликт не казался мрачным или, хуже того, неразрешимым. Насыщая повествование огромным (не меньше, чем у Квентина Тарантино в «Криминальном чтиве» /1994/!) количеством отсылок к любимым фильмам, уделяя колоссальное внимание стилизации, он откровенно увлекается игрой. Доходит до того, что на протяжении сеанса не раз закрадывается сомнение на предмет того, когда вообще разворачиваются события? Лишь дата смерти, выгравированная на могильной плите Ройала, на поверку – не обманывавшего о скором уходе в мир иной, позволяет удостовериться, что временем действия является начало XXI века. Да и в изображении Нью-Йорка создатели ленты тщательно избегают любых знакомых экстерьеров. Необычное ощущение… Вот и сама история в сухом, безымоциональном изложении могла бы показаться банальной и, кстати, не слишком убедительной (внутренне логичной). Однако с лёгкой руки режиссёра всё становится на свои места, и заполошные Тененбаумы, пройдя через сомнения и тревоги, обретают состояние внутреннего умиротворения. Тем досаднее, что сцена со вскрытием вен Ричи, сыгранным Люком Уилсоном, вскоре отзовётся печальной рифмой в судьбе его брата Оуэна, тоже попытавшегося наложить на себя руки, находясь в глубокой депрессии.
.
__________
1 – В данной связи, в частности, упоминаются наследие Джерома Дэвида Сэлинджера и уэллсовские «Великолепные Эмберсоны» /1942/.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Добавить комментарий