Серый волк энд Красная шапочка / Seryy Volk end Krasnaya Shapochka (1990)

Серый волк энд Красная шапочка / Seryy Volk end Krasnaya Shapochka (1990): постер

Короткометражный фильм (премия «Ника»).

Другие названия: «Серый волк & Красная шапочка» / «Grey Wolf & Little Red Riding Hood» (международное англоязычное название).

СССР.

Продолжительность 27 минут.

Режиссёр Гарри Бардин.

Автор сценария Гарри Бардин, автор текстов песен Юрий Энтин.

Авторы музыкального оформления Гарри Бардин, В. Черепанов.

Операторы Валерий Струков, Вадим Прудников, Сергей Хлебников.

Жанр: анимационный фильм, мюзикл

Краткое содержание
Красная шапочка (озв. Светлана Степченко) по наказу мамы (озв. Елизавета Разинова) отправляется в Париж с гостинцем для бабушки Терезы (озв. Эда Урусова), вспомнившей о родственниках из России. К несчастью, о вкусном пироге прознаёт Серый волк (озв. Армен Джигарханян), уговоривший доброго доктора Айболита (озв. Владимир Виноградов) сделать ему стальную челюсть. Сумеет ли девочка преодолеть трудности и уцелеть, добравшись до пункта назначения?

Также роли озвучивал: Гарри Бардин (рассказчик-повествователь, без указания в титрах).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 09.01.2017

Авторская оценка 6/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Серый волк энд Красная шапочка / Seryy Volk end Krasnaya Shapochka (1990): кадр из мультфильма
Серый волк как страстный оратор

Заслуги Гарри Бардина перед киноискусством велики, и его можно смело, не опасаясь прослыть излишне щедрым на эпитеты, объявить гением мультипликации. Разумеется, речь не только о виртуозном владении техникой или блистательных находках мастера, умевшего создать иллюзию жизни при помощи самых неожиданных материалов: спичек («Конфликт» /1983/), верёвок («Брак» /1987/), проволоки («Выкрутасы» /1987/). Творчество Бардина, начиная с ранних, почему-то считающихся не вполне авторскими работ, даёт превосходный, в каком-то смысле исчерпывающий материал для изучения «эволюции» (деградации!) воззрений отечественной интеллигенции о том обществе, частью которого она, хочет того или нет, является. Картина «Серый волк энд Красная шапочка» стала кульминацией «перестроечного» полёта художественной мысли, пока ещё, невзирая на показное ехидство, непробиваемо оптимистичной и – при всех оговорках – жизнеутверждающей. Знаменательно, что мировая (за пределами СССР) премьера состоялась не где-нибудь, а в Нью-Йорке, спустя всего несколько дней после Августовского путча – и демонстрация, надо полагать, проходила под лозунгом о недопустимости возвращения к проклятому коммунистическому прошлому, которого-де не желают лучшие умы России.

Серый волк энд Красная шапочка / Seryy Volk end Krasnaya Shapochka (1990): кадр из мультфильма
Амбиций у него хватает

Сегодня короткометражка (впрочем, по хронометражу – заметно превосходящая предыдущие произведения Гарри) наверняка покажется очевидной в части политического пафоса. Лейтмотивом служит популярный тогда тезис про наш общий европейский дом, где Красную шапочку ждёт не дождётся бабушка и куда наивную девочку посылает маменька (и, заметим, беспрепятственно пропускают таможенники). Единственная преграда – козни Серого волка, олицетворяющего собой, скажем так, нездоровые силы, давно лишённого зубов по решению социалистического суда, самого гуманного в мире. Обманув доверчивого, бесхребетного ветеринара, получив челюсть из металла, хищник принимается заглатывать всех подряд, набивая бездонный желудок… Впечатляющее зрелище – и на редкость прозорливое, очень точно и ёмко характеризующее ту орду «новых русских» (жуткую смесь из партийной и хозяйственной номенклатуры, диссидентов и уголовных элементов), что будет пожирать разделённую сверхдержаву целое десятилетие. Однако далее авторы делают оговорку: мы-то, как умные и начитанные люди, знаем, что безобразие не продлится долго – и что доброта быстро восторжествует, что все возьмутся за руки и будут петь песни на вечную тему «Мир! Дружба! Жвачка!». Стоит ли уточнять, что восторженные прогнозы не сбылись даже приблизительно? А гражданин Бардин позже (в «Коте в сапогах» /1995/) выразит полное энд безоговорочное разочарование в народе, таком никчёмном, диком, спившемся и, главное, не оценившем щедрости цивилизованных американцев, личным примером подтвердив справедливость известного тезиса, что антисоветчик – практически всегда русофоб. Лично меня не удивляет и позиция признанного аниматора по украинскому вопросу, выразившаяся, в частности, в подписании открытого письма «Мы с вами!», опубликованного1 8-го марта 2014-го года.

Серый волк энд Красная шапочка / Seryy Volk end Krasnaya Shapochka (1990): кадр из мультфильма
Дойдёт до бабушки

Впрочем, внешним, идеологическим слоем суть «Серого волка энд Красной шапочки» не исчерпывается – иначе бы мультфильм и не стоил особого внимания. Гораздо любопытнее, остроумнее и… опаснее эстетические упражнения авторов. Режиссёр-сценарист, получивший неоценимую поддержку от знаменитого поэта-песенника Юрия Энтина, не просто пародирует достижения предшественников, оставивших бессмертные произведения для детей про доктора Айболита, про Чебурашку и крокодила Гену, про трёх поросят и семерых гномов (в двух последних случаях по мелодиям угадывается диснеевская классика). Уже гротескная пластилиновая версия скульптуры «Рабочий и колхозница» Веры Мухиной, избранной в качестве символа (эмблемы, логотипа) крупнейшей киностудии СССР, выдаёт намерение Бардина иронически переосмыслить советскую символику, советскую историю и культуру, советскую мораль. Да и не только советскую: достаётся по шапке всему прогрессивному человечеству, представителем которого на Западе выступал, в частности, сказочник Уолт. Это – вполне оформившийся взгляд постмодерниста, вплотную подходящего к соображениям об относительности всех и всяческих идеалов, об абсурдности высоких идей, внутренне готового сделать вывод об исчерпанности грандиозного проекта Модерн, одним из краеугольных камней которого являлся гуманизм. Вот только предлагаемая Бардиным альтернатива представляется (тем более по истечении значительного времени) малоубедительной.

.

__________
1 – На сайте Союза кинематографистов и профессиональных кинематографических организаций и объединений России.

Прим.: рецензия публикуется впервые



Материалы о фильме:
Гарри Бардин. «Нет, я старый Бардин» // Искусство кино. – 1992, № 8. – С. 63-68.
Селезнева Ольга. Простая советская Красная шапочка // Советский экран. – 1992, № 3. – С. 6-7.

Материалы о фильме (только тексты)

Pages: 1 2

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+ Сайт в Twitter