Шакалы / Shakaly (1990)

Шакалы / Shakaly (1990): постерПолнометражный фильм.

Другие названия: «Шакалы» / «The Jackals» (международное англоязычное название).

СССР.

Продолжительность 88 минут.

Режиссёр Хабиб Файзиев.

Авторы сценария Всеволод Иванов, Хабиб Файзиев.

Композитор Энмарк Салибов.

Оператор Владимир Климов.

Жанр: фильм действия, криминальный фильм, драма

Краткое содержание
Рустам (Рустам Уразаев), вернувшийся с афганской войны вместе с армейскими товарищами (Юрий Парамонов и Алишер Пирмухамедов), пытается восстановить отношения со своей избранницей Эльмирой (Елена Никифорова). Однако в городе лютует банда неонацистов, главарь которой, известный как Геббельс (Андрей Подошьян), не намерен отпускать девушку. Одновременно члены ОПГ разрабатывают дерзкий план обогащения — и помешать им не в силах никто.

Также в ролях: Назим Туляходжаев (Крыса), Оксана Калиберда (стюардесса Диля), Александр Соловьёв (сержант милиции Погибко), Тулкун Таджиев (Джуров), Олег Измайлов (Харитенко), Анатолий Кузнецов (депутат), Виолетта Жухимович (мать погибшего), Лев Дуров (отец Рустама), Наби Рахимов (Шабатаев), Ульмас Юсупов (отец), Матлюба Алимова (Шабатаева), Виктор Шульгин (дядя Ваня, директор авиаклуба), Мария Виноградова (дворничиха, титрах как Маргарита Виноградова), в эпизодах Малика Назарова (Майя), Атабек Файзиев (Шабатаев-младший), Владимир Харьковский (задержанный в РОВД, в титрах как Б. Харьковский), Иногам Адылов, Евгений Брим, Билял Билялов, А. Ванченко, Ю. Гусьев, Л. Габрусь, И. Головешкина, Фатых Джалалов, Бахтиёр Ихтияров, Машраб Кимсанов, Н. Кадралиева, Валерий Маргулис, Георгий Татонов, Шухрат Умаров, Л. Шайхутдинова, А. Шишкин.

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 25.09.2015

Авторская оценка 2/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Шакалы / Shakaly (1990): кадр из фильма
Крыса и есть…

Представляю себе, с каким упоением Всеволод Иванов и Хабиб (полное имя – Хабибулла) Файзиев отсматривали «пиратские» видеокассеты, однажды придя к «гениальному» выводу, что смогут вынести на суд публики криминальный боевик не хуже заграничных. Нечто среднее между «Безумным Максом 2: Воином дороги» /1981/ и «Жаждой смерти 3» /1985/ – да ещё на родном материале. Успех будет такой, что, как минимум, Рашид Нугманов с «Иглой» /1988/ и Савва Кулиш с «Трагедией в стиле «рок» /1989/ умрут от зависти!.. В помощь пошла подшивка журналов «Огонёк» (или какой-нибудь аналогичной «перестроечной» макулатуры), откуда старательно были выписаны чуть ли не все «горячие» темы. Разве что сталинским репрессиям да тезису про тюрьму народов места не нашлось, а так – полный набор. Здесь и «бессмысленная» афганская война, по возвращении с которой парням тяжело осваиваться на гражданке. И коррупция в правоохранительных органах, начиная с произвола наглого сержанта в отделении РОВД – и заканчивая попустительством высших милицейских чинов, за взятки закрывающих глаза на вопиющие вещи. И хищения с предприятий драгметаллов. И заполонившие ночные улицы проститутки, разносящие СПИД. И наркомания. И, главное, разгул организованной преступности (в том числе с неонацистским уклоном), куда пришла дерзкая молодёжь – сынки партийно-государственной номенклатуры1 вкупе с законченными отморозками и подонками. От оргий и вовлечения в преступную деятельность невинных юных душ они закономерно придут к попытке угона самолёта, дабы улететь в капстраны с присвоенным народным богатством – золотом.

Шакалы / Shakaly (1990): кадр из фильма
Доморощенный Геббельс

Что и говорить, бредом такой концентрации даже верные приверженцы горбачёвского «нового мышления» радовали нечасто! Между тем режиссёр (к слову, на момент съёмок – далеко не юноша, 1938-го года рождения) то ли стыдится, то ли упирается в скудость фантазии, всё-таки не углубляясь в натурализм. Скажем, самое откровенное, что показано в безудержной вакханалии, – голая девица, играющая на скрипке, изнасилование Эльмиры Крысой с подельниками происходит за кадром, а когда актёрам ставится задача изобразить наркотическое опьянение («кайф»), те кривляются так, что становится смешно. Про сбивчивый ритм, топорный монтаж, откровенный перебор в изобразительных средствах можно и не упоминать. И лучше бы авторы, право, не строили из себя философов, намекая под занавес, что люди уподобились шакалам… Главное же, товарищ Хабибов не усвоил основополагающего урока западных ремесленников от кинематографа, никогда не ограничивающихся живописанием свинцовых мерзостей жизни: вызов негодяям обязательно бросает морально и физически сильный индивидуалист (в упомянутых картинах это Макс Рокатански и Пол Керси), которому, одерживающему верх или терпящему поражение, зритель сопереживает. По завершении сеанса так и осталось загадкой, что помешало сделать такими героями друзей-«афганцев»?

.

__________
1 – Могущественный папа, за которым отпрыск как за каменной стеной, мелькает на хроникальной записи похорон самого Леонида Ильича Брежнева!

Прим.: рецензия публикуется впервые



Материалы о фильме:
Звягинцева Ирина. Эти зависимые «независимые» // Видео-Асс Экспресс. – 1993, № 6. – С. 2-3.

Материалы о фильме (только тексты) 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Сайт в Google+