Шанхай / Shanghai (2010)
Полнометражный фильм.
США, КНР.
Продолжительность 105 минут.
Режиссёр Микаэль Хандстрём.
Автор сценария Хоссейн Амини.
Композитор Класс Бадельт.
Оператор Бенуа Деломм.
Жанр: драма, детектив, мелодрама
Краткое содержание
В разгар Второй мировой войны, в декабре 1941-го года, Пол Соумс (Джон Кьюсак), агент Управления военно-морской разведки США, переводится в Шанхай с заданием расследовать обстоятельства гибели своего предшественника Коннера (Джеффри Дин Морган). В надежде понять, над чем работал покойный друг и коллега, Пол, по легенде — журналист, симпатизирующий нацистской Германии, пытается выйти на круг знакомых убитого. На приёме в немецком посольстве Соумс знакомится с капитаном Танакой (Кен Ватанабэ), представляющим императорскую Японию, и китайским бизнесменом Энтони Лан-Тинем (Чоу Юньфат), не подозревающим, что его жена Анна (Гун Ли) связана с движением сопротивления.
Также в ролях: Дэвид Морс (Ричард Эстор), Франка Потенте (Лени Мюллер), Хью Бонневиль (Бен Сэнджер), Майкл Калкин (Билли).
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 19.01.2013
Авторская оценка 7/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Средства массовой информации оперативно поведали о том, что власти, вопреки предварительным договорённостям, запретили проводить съёмки в Шанхае – буквально за неделю до начала работы, когда уже были возведены декорации стоимостью $3 млн. Официально причиной решения послужила тематика фильма, в частности, эпизоды, живописующие проституцию и употребление наркотиков (опиума), что могло нанести урон репутации города. Продюсеры были вынуждены реконструировать мрачные восточные реалии времён Второй мировой войны в Лондоне и Бангкоке, существенно (до $50 млн.) увеличив производственный бюджет. Вот только в данном случае это отдаёт хитрым рекламным ходом, призванным подогреть интерес к проекту у местных, китайских зрителей – если угодно, попыткой сыграть на диссидентских настроениях части населения. В итоге премьера состоялась не где-нибудь, а на Шанхайском международном кинофестивале, и спустя неделю картина преспокойно вышла на национальные экраны. Более того, из достаточно скромных коммерческих показателей (всего $9,2 млн. кассовых сборов) львиная доля – примерно две трети1 – пришлась именно на КНР. А, скажем, в США руководство The Weinstein Company так и не рискнуло выпустить ленту в кинопрокат.
Впрочем, чем фильм поражает (и покоряет), так это – безупречно выдержанным чувством такта, высокой дипломатичностью по отношению ко всем сторонам конфликта, не выливающейся, однако, в пресловутый политес. И дело не только в том, что для продюсера Майка Медавоя, родившегося в Шанхае в январе 1941-го в семье еврейских эмигрантов, проект имел большое личное значение. Тот факт, что постановку осуществил швед Микаэль Хандстрём, сценарий написал Хоссейн Амини, выходец из Ирана, а ведущие партии исполнили признанные американские, китайские, японские и европейские актёры, позволил придать действию запоминающееся интернациональное звучание. Собственно, в том и заключалась специфика города, с одной стороны остававшегося крупным финансовым и деловым центром, с другой – покрывавшегося злачными районами, в котором жёсткой рукой наводили порядок части Императорских вооружённых сил, почти не принимая в расчёт марионеточное правительство «Большого пути», но который в то же время оставался чуть ли не единственным в мире местом, где находили убежище политические беженцы из Европы. Естественно, Шанхай не мог не стать полем незримой битвы разведок основных держав…
Хандстрёму и Амини нельзя не отдать должное в умении поддержать интерес к изощрённой, мастерски закрученной (буквально со вступительных кадров) интриге и в отличном знании традиций шпионского кинематографа. Изысканные светские рауты, подпольная жизнь внешне благопристойных персон, риск, связанный с получением конфиденциальных сведений и переброской агентов через границу, допросы с пристрастием, наконец, короткие уличные перестрелки и потасовки, в которых вновь2 демонстрирует неплохие навыки Джон Кьюсак… Авторы не забыли, кажется, ни одного «обязательного» элемента. Вот только характеры участников не кажутся одномерными и точно – не укладываются в привычные идеологические схемы. Пол, по сути, не справляется с миссией, не успев воспользоваться оставленными Коннером подсказками и тем самым – не предотвратив агрессивную акцию против родной страны. Но и его союзники и даже соперник Танака не выглядят победителями, да и удачное бегство из Шанхая, как явствует из финала, оказалось лишь небольшой отсрочкой неизбежного… Кинематографисты искренни в принципиальном отказе делить людей на «хороших» и «плохих», исходя лишь из национальной принадлежности. У каждого остаётся выбор поступить правильно, прислушавшись к голосу совести и разума.
.
__________
1 – Аудитория оценивается в 1,34 миллиона человек.
2 – Как минимум, во второй (после «Игры по-крупному» /2008/) раз.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Добавить комментарий