Щелкунчик и Крысиный король / The Nutcracker in 3D (2010)
Полнометражный фильм.
Другое название: «Щелкунчик в 3D» (вариант перевода названия) / «Diótörő 3D» (Венгрия), «Щелкунчик и Крысиный король» / «Nutcracker and the Rat King» (Великобритания: рабочее название), «Щелкунчик: Нерассказанная история» / «Nutcracker: The Untold Story» (рабочее название и название на DVDв некоторых странах).
Великобритания, Венгрия.
Продолжительность 110 минут.
Режиссёр Андрей Кончаловский.
Авторы сценария Андрей Кончаловский, Крис Солимин.
Композитор Эдуард Артемьев.
Оператор Майк Саутон.
Жанр: фильм действия, семейный фильм, кинофантазия, мюзикл
Краткое содержание
Дядя Альберт (Натан Лейн) преподносит племяннице Мэри (Эль Фэннинг) и племяннику Максу (Аарон Майкл Дрозин) роскошный подарок — кукольный дом с живущими в нём игрушками: шимпанзе Гилгудом, клоуном Тинкером и барабанщиком Стиксом. Но особое внимание девочки привлекает Щелкунчик, сокращённо — ЭнСи (NC). Сестре с братом предстоит пережить удивительные приключения, оказав неоценимую помощь заколдованному юному принцу (Чарли Роу) в борьбе с мерзким Крысиным Королём (Джон Туртурро).
Также в ролях: Фрэнсис де ла Тур (Королева Крыс / фрау Эва), Ричард Грант (папа Джозеф), Юлия Высоцкая (мама Луиза / Снежная Фея), Ширли Хендерсон (Щелкунчик, он же Энси, озв.), Чарли Роу (также Николас Чарльз), Питер Эллиотт (Гилгуд), Дэниел Пикок (Гилгуд), Алан Кокс (Гилгуд, озв.), Хью Закс (Тинкер), Африка Найл (Стикс).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 12.01.2019
Авторская оценка 3/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
В качестве одного из свидетельств непродолжительного потепления отношений двух сверхдержав XX столетия нам остался кинофильм «Синяя птица» /1976/, отмеченный участием и заокеанских, и советских актёров, сценаристов, композиторов и частично снимавшийся голливудским ветераном Джорджем Кьюкором на территории СССР. Невысокий художественный уровень тогда оправдывала искренность гуманистического пафоса, торжественно декларировавшегося универсальным, невзирая на идеологические различия… Возможно, проведённая параллель убедит не всех, но лично мне «Щелкунчик и Крысиный Король» показался попыткой повторить тот спорный эксперимент в современных условиях. И дело не только в том, что, хотя формально картина считается англо-венгерской1, стало известно, что львиную долю огромного производственного бюджета в размере $90 млн. покрыли средства Внешэкономбанка, а оставшуюся часть выделили частные инвесторы из США. Андрей Кончаловский, вынашивавший замысел очень долго (по данным официального сайта, порядка сорока лет), постарался, фигурально выражаясь, соединить русское и западноевропейское представления о культуре с американскими канонами зрелищности и развлекательности. Результат, честно говоря, убеждает меньше, чем в случае с экранизацией пьесы Мориса Метерлинка. Впрочем, спасибо и на том, что это – не очередной проект а-ля «Утомлённые солнцем. Предстояние» /2010/…
Кончаловский ещё по поводу мини-сериала «Одиссей» /1997/ (кстати, снятого по сценарию, написанному совместно с тем же Крисом Солимином) говорил о необходимости излагать сегодняшнему зрителю классику на современном языке – чуть ли не на языке телеканала MTV. В его новой ленте данный принцип реализован даже последовательнее. Музыка Петра Ильича Чайковского остаётся лейтмотивом картины, невзирая на существенные фабульные расхождения и с оригинальным произведением Э.Т.А. Гофмана, и с прославленным балетом. Новый контекст позволил авторам насытить повествование ироническими (но не уничижительными!) отсылками и к теории относительности Альберта Эйнштейна, и к концепции психоанализа Зигмунда Фрейда, имевшим огромное значение для всего просвещённого человечества, которые в финале – отзываются и на сюжетном уровне. Но наиболее существенные метаморфозы претерпели, безусловно, фигуры зловещих грызунов, возведённых в ранг «коричневой чумы сказочного королевства». Зубатые оккупанты носят военное обмундирование в стиле Третьего рейха и вообще ведут себя, как отъявленные нацисты (к слову, соответствующие отсылки возникали и у Кьюкора), устраивая пожарище из игрушек и объявляя тотальную «ратификацию» – в смысле «крысификацию» – населения. И только они могут назвать сочинение нашего великого соотечественника «голимым музоном»…
Что же касается формы, отвечающей последним стандартам «фабрики грёз», то эта сторона – отнюдь не сводится к использованию новейших визуальных эффектов (в том числе в формате 3D), равно как и к демонстративной модернизации событий, вплоть до активного использования в диалогах подростковых жаргонизмов. Что и обидно! Справедливо полагая, что залогом успеха лучших образчиков суперзрелищного кинематографа в не меньшей степени служит занимательная драматургия, постановщик тем не менее – не поднимается выше подражания. Даже талантливый Джон Туртурро ограничивается имитацией исполнения Дэвидом Боуи партии короля гоблинов в хенсоновском «Лабиринте» /1986/, тоже демонстрируя приверженность танцам, эксцентрике и потаённым людским порокам. Заимствований же из прочих признанных кинофантазий – от мрачной «Бразилии» /1985/ до спилберговского «Капитана Крюка» /1991/ – и вовсе не счесть… Но ещё хуже, что Андрею Кончаловскому совершенно не удалось достичь органичного единства двух принципиально разных подходов, что с неизбежностью спровоцировало недовольство обеих сторон. Сочленить разные мировоззрения на поверку – несопоставимо сложнее, чем временно забыть о непримиримых противоречиях в интересах соперничающих государств.
.
__________
1 – Съёмки велись силами Nutcracker Holdings, HCC Media Group и Russian Roulette Ltd.
Прим.: рецензия впервые опубликована на сайте World Art (публикуется с несущественными дополнениями)
Добавить комментарий