Широко шагая / Walking Tall (1973)
Другое название: «Ходячая жердь» (вариант перевода названия).
США.
Продолжительность 125 минут.
Режиссёр Фил Карлсон.
Авторы сценария Морт Брискин, Стивен Даунинг, Джон Майкл Хейс (без указания в титрах).
Композитор Уолтер Шарф.
Оператор Джек Э. Марта.
Жанр: фильм действия, биографический фильм, криминальный фильм, драма, триллер
Краткое содержание
Бьюфорд Пассер (Джон Дон Бейкер), завязавший с поприщем профессионального реслера, возвращается в родные места в штате Теннеси вместе с женой Полин (Элизабет Хартман), дочкой Доной (Дон Лин) и отпрыском Майком (Лейф Гарретт). Его отец Карл (Ноа Бири-мл.) с радостью встречает сына, полагая, что теперь отлично пойдут дела на небольшом фамильном предприятии — лесопилке. Однако Бьюфорд, обнаружив, что в окрестностях всем заправляют преступные элементы, зарабатывающие на азартных играх, нелегальной торговле спиртным, проституции, понимает, что не смирится с существующим положением вещей. Став жертвой продажного правосудия, Пассер выдвигает свою кандидатуру на пост шерифа — и побеждает на выборах. Вооружившись увесистой дубиной, он начинает наводить в округе порядок.
Также в ролях: Фелтон Перри (Обра Икер), Логан Рэмси (Джон Уиттер), Розмари Мерфи (Кэлли Хэкер), Джин Иванс (шериф Аль Тёрман), Брюс Гловер (Грейди Кокер), Кеннет Тоби (Оги Маккалах), Дон Кифер (доктор Ламар Стайверс), Дуглас Фаули (судья Кларк).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 27.12.2021
Авторская оценка 6/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
В родных краях (и не только!) Бьюфорд Пассер стал легендой задолго до того, как привлёк внимание Голливуда. Ему посвящали свои произведения музыканты1, а в 1971-м году вышла из печати биографическая книга У.Р. Морриса «Двенадцатое августа: история Бьюфорда Пассера». Тем не менее никто заранее не настраивался на громкий успех фильма, обошедшегося в производстве в очень скромную сумму $500 тыс. Это уже задним числом можно рассуждать о том, насколько поразительным оказалось попадание в подспудные ожидания массового зрителя, особенно в американской глубинке, где и началась широкая демонстрация. По итогам сезона картина попала в число двадцати лидеров (с результатом $10 млн. прокатной платы), а общие кассовые сборы оцениваются в сумму $40 млн. Получился, так сказать, «провинциальный» вариант «Грязного Гарри» /1971/, хотя Пассер далеко не сразу пристрастился к огнестрельному оружию, отдавая предпочтение старой доброй дубине.
Фил Карлсон, будучи режиссёром опытным (впрочем, он так и не вышел за рамки ремесленника), замечательно сыграл на расхожих представлениях о беззаконии, царящем не только в «каменных джунглях», но и на просторах «одноэтажной Америки». Ему и сценаристам даже не пришлось выдумывать никакого одиночку-храбреца, бросающего вызов (подобно демобилизовавшемуся «зелёному берету» Билли Джеку) преступникам всех мастей. Хотя в заключительные титры помещена оговорка, что в основу лишь положены некоторые факты, послужившие источником вдохновения, ощущение определённой «документальности» возникает – и, несмотря на явные признаки драматизации, способствует росту доверия экранному зрелищу. Да и кинематографисты, судя по всему, не так уж сильно преувеличили подвиги Бьюфорда: в частности, на жизнь шерифа действительно не раз покушались, гибель же любимой супруги не могла не стать для мужчины серьёзным ударом. Очень точен Джо Дон Бейкер, которому, как обладателю специфических типажных данных, чаще приходилось довольствоваться ролями второго плана (в том числе резко отрицательными), но который сумел передать главные черты Пассера: отвагу, упорство, обострённое чувство справедливости. Местами повествование грозит показаться затянутым, а некоторые сюжетные линии (например, с привлечением в помощники темнокожего Обры Икера) воспринимаются данью тогдашним поветриям. Тем не менее Карлсону вполне удалось возродить давний национальный миф о сильном индивиде, берущем правосудие в свои руки, когда ситуация представляется совсем скверной. Между прочим, Бьюфорд, выступивший техническим консультантом авторов, намеревался в продолжениях предстать на кинополотне в качестве самого себя и даже подписал соответствующий контракт, однако неожиданно погиб (21-го августа 1974-го) в автомобильной аварии. Бейкер, как ни странно, не пожелал сниматься в сиквелах, уступив партию Бо Свенсону и – на телевидении – Брайану Деннехи. Наконец, в новом столетии увидит свет римейк (уже не малобюджетный) с Дуэйном Джонсоном.
.
__________
1 – Пример подал Эдди Бонд, написавший в 1968-м песню, которая так и называлась – Buford Pusser.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Добавить комментарий